Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Сны и сказки вятской глубинки

Язычество внутри нас

Ю.Васнецов. Баю-баюшки-баю. Иллюстрация к «Радуге-дуге», сборнику русских народных песенок, потешек, прибауток. 1969
Ю.Васнецов. Баю-баюшки-баю. Иллюстрация к «Радуге-дуге», сборнику русских народных песенок, потешек, прибауток. 1969
Ю.Васнецов. Медведя поймал! Иллюстрация из 
«Небылиц в лицах», сборника народных 
потешек и небылиц. 1948
Ю.Васнецов. Медведя поймал! Иллюстрация из «Небылиц в лицах», сборника народных потешек и небылиц. 1948

Одолевает сонная одурь в 30-градусную жару нынешнего лета без единой капли небесной освежающей влаги. И не так уж трудно представить, с какой надеждой славяне-язычники обращали взоры к небу тысячу лет назад. Славянки в ритуальном танце поднимали руки, закрытые длинными, до земли, рукавами белой рубахи, моля о дожде, надеясь на снисхождение предков, улетевших к небесам с дымом погребального костра. Может быть, на древних, живущих в подсознании чувствах и образах, основывается идеология нынешнего неоязычества (см. мою статью в «Бинокле» N 7).

Кто-то смотрит на нас сверху

Культ предков, от которых зависел урожай, а значит и жизнь, видоизменился, но существует и поныне. Обильные трапезы с возлияниями, иногда с песнями и драками, на кладбищах в христианские поминальные дни - явный языческий атавизм, сохранившееся до сих пор явление двоеверия. Вера в загробную жизнь сочетается здесь с попыткой задобрить предков жертвоприношением. В 1993 году в Котельниче зафиксирован любопытный обычай бросать мелкие монеты при погребении. Долгожительство такого рода обычаев объяснить нетрудно: они передаются действием из поколения в поколение. Никто не спрашивает, зачем и почему: так положено.

Труднее истолковать другой случай. Мальчик-подросток на похоронах дедушки незаметно для всех с горстью земли кидает кусок джинсовой ткани от курточки, о которой давно мечтал; ее покупка случайно совпала с трагическим событием. Заметила только бабушка, через несколько лет спросившая внука, зачем он это сделал. Он не смог объяснить. Признаюсь, я тоже. Такого рода факты можно только описать.

В конце XX века ни ученые, привыкшие мыслить рационально с эпохи Возрождения, ни широкие массы «простого» народа не удовлетворяются объяснением мира с точки зрения законодательного разума. Глубокое разочарование в способности разумно мыслящих найти истину особенно свойственно современной России. Это одна из причин внутреннего глубинного сопротивления подавляющей части населения западному образу жизни. Практически любой русский мгновенно осваивает переход к иррациональному пониманию происходящего. У современного человека, рассказывающего какой-нибудь «странный случай», от 70-летней попытки научить его мыслить рационально остался только легкий налет иронии. А молодое поколение всерьез или, по крайней мере, с большим уважением относится к «бабушкиным сказкам». Это показывают материалы по исследованию первых образных впечатлений детства, а также семейных преданий и мифов, в котором приняли участие около 150 студентов Кировского колледжа культуры.

При обработке результатов оказалось, что в современной устной традиции существует множество древних образов, архетипических символов. Всё это многообразие практически не связано с традицией письменной, не параллельно ей; только иногда наблюдаются некоторые пересечения. Оказывается, первые образные впечатления детства связаны с чтением литературных, или так называемых «народных», сказок не более чем у 7-8 человек. У всех остальных это РАССКАЗЫ дедушек, бабушек, реже родителей, еще реже за рассказчиком закрепляется авторство.

В устных преданиях тема границ мира человека, неба, земли, воды, соединяется с занимательностью с одной стороны, а с другой стороны, со страхом. Дедушка рассказывает внуку о ступенчатом рельефе окрестностей села Синегорье Нагорского района. Давным-давно по этим ступеням ходили на небо великаны, похожие на людей. Человек - ростом с ноготь такого великана. С неба они наблюдали за людьми, а однажды не вернулись. Может быть, наблюдают и теперь. Возможно, до гигантских размеров человеческая фантазия увеличила предков и отправила их на небо. В этом сказании важно ощущение наблюдающего извне ока. Как следствие (не случайно «великаны») рождается страх, который сродни детскому эсхатологическому. Девушка вспоминает потрясение, пережитое в трехлетнем возрасте, когда она впервые заметила движение облаков: «Я весь день боялась выходить из дома и смотреть на небо. Мне казалось, что вот-вот наступит конец света или начнется война».

Перькин городок и Микишкино болото

Легендарное происхождение топонимических названий населяет подлунный мир живыми героями, время исчезает, давность происходившего не имеет значения. Перькин - разбойник, нижегородский Робин Гуд, грабящий купцов и строящий церкви на эти деньги, как будто до сих пор располагается лагерем у подножия горы и поджидает очередную жертву. Микишка - отшельник, колдун, знахарь, не сумевший, однако, излечить красавицу-жену старосты, померла она через семь дней. Староста решил отомстить. В дождливое лето, когда всё сгнило на корню, обвинил Микишку: дескать, он напустил порчу. Собрались мужики, побежали к Микишке, насадили старика на вилы, подожгли избенку. Не успела крыша заняться, как почернел лес, пропали все звуки, земля закачалась и сгинули все мужики, а на том месте появилось болото и кикиморы. Возможно, языческое болотное городище превратилось в заповедное место, от которого до сих пор рекомендуется убираться подальше засветло. Солнце, как известно, оберегает человека. Но для христианина есть рецепт: скинуть обувку и прочитать молитву, потом смело идти в любую сторону, обязательно выйдешь к селу.

В поселке Шохорда Шабалинского района местная речушка образует Маринкин омут. То ли богатый купец женился на Маринке по любви, да погиб на войне, а родственники ее невзлюбили, вот и утопилась. То ли, наоборот, не любила она его, сбежала, да утонула, спасаясь от погони. Только до сих пор местные ребятишки боятся найти Маринкин скелет.

Серый волчок и Белый бычок

Человек языческого сознания не выделяет себя из природы. Его мир густо населен светлыми и мрачными божествами, горами, деревьями, сородичами и, конечно, животными. Чем древнее тип сознания, тем более зыбка и призрачна граница между населяющими мир существами. Перерождение, метаморфозы всякого рода не вызывают сомнения. Их можно переместить во времени или пространстве, если в школе вы изучали теорию происхождения видов, и неловко признаться, что вы считаете возможными превращения. Мир устных рассказов заполняют медведи, волки, собаки, лисички и зайчики, белые бычки, кошки, мыши.

Медведь с липовой ногой - это, конечно, остаток языческого мифа о наказании дерзких старика и старухи, посмевших нарушить покой сакрального животного. Лисичка чаще всего приносит хлеб из леса, заяц не воспринимается как символ плодовитости и производящей силы, он тоже может принести гостинец ребятишкам. А вот волки воспринимаются вполне серьезно, т.е. со страхом. Волчок, хватающий за бочок, представляется разъяренным, стоящим на задних лапах. Бесконечно число историй, рассказанных бабушками и дедушками о зимней дороге по вятским глухим лесам и встречах с волками. Это вероятно, 30-40-50-е годы, что вполне соответствует действительности. Сохраняются даже оборотнические предания.

Рассказывает прабабушка 18-летней девушки: «Бывало, иногда свадьбу соберут, а КТО-ТО напустит ЧЕГО-ТО на них, и они обернутся все волками и в лес убегут. А одна женщина как-то увидела, как один мужчина в волка превращается, и плеснула на него кипятком, но на одну щеку кипятка не хватило, поэтому он так всю жизнь и жил с клоком волчьей шерсти на щеке» (записано в селе Кстинино).

В сказках о животных часто объясняются причины их дружбы или вражды, изменение социальных условий своеобразно накладывается на древний сюжет. Пятилетней девочке (ей сейчас 18) бабушка рассказала сказку о собаках, кошках и мышах. Однажды охотники встретили странных зверьков и спросили их: «Кто вы?» - «Мы собаки, живем далеко в море. За хорошее поведение нам дали ДОКУМЕНТЫ, чтобы мы пошли погулять ровно год на землю». Зверьки подружились с людьми, но через год вернуться в море не смогли, их не пустили без документов. Документы они дали на хранение кошкам, а мыши украли их. Поэтому вражда собак, кошек и мышей длится ВЕКАМИ.

Отношения со временем складываются в устной традиции по-разному: данность представляется как современность (Перькин городок), между настоящим и прошлым устанавливаются причинно-следственные связи (Микишкино болото). Понятие бесконечности времени проявляется в присказках типа: «Хочешь расскажу сказку про Белого бычка? Тебе надо и мне надо. А хочешь, расскажу сказку про Белого бычка?» (и так повторяется). Обычный человек не может понять и принять бесконечности как времени, так и пространства. Он воспринимает бесконечность как повторение, как существование чего-то еще за пределом. Граница между мыслимым пределом и бесконечностью пробуждает страх, как, например, бездонный омут.

Страх непостижимой вечности-бесконечности человек пытается заглушить смехом, потому что победить этот страх невозможно. Свидетельство девушки о сказке про Белого бычка: «С раннего детства я очень любила ее всем рассказывать. Помню, что рассказывала и смеялась, она очень меня радовала». Чем же радовала? Видимых причин смешного ни сюжетных, ни лексических, ни фонетических нет. Правда, есть игровой момент, но мне кажется, не совпадает сила эмоций с игровым эффектом.

Ножки-бегуньки, ручки-игруньки

На удивление часто встречаются рассказы о бабушках-целительницах. Причем речь идет о родных бабушках, прабабушках. По возрасту им от 70 до 90. В сознании нынешних 16-18-летних юношей и девушек они древние старушки, живущие давным-давно, почти вечно. Они-то и пели присказки-заговоры нынешнему поколению. Ясна охранительная суть песенок и приговоров. Например, приговаривается при мытье ребенка в бане:

Ручки-игруньки,
ножки-бегуньки,
глазки-алмазки.

Особое внимание уделяется лицу:

Кто в глаза посмотрит,
сразу отворотит.
Кто заденет волос,
душу всю отдаст

(Афанасьевский район, дер. Пролетарская).

Вообще баня в рассказах встречается даже чаще, чем печь. Печь спасает, лечит, защищает. Баня - место страшное и приятное одновременно. Вода, смывающая болезни, порчу, сглаз, утекает под пол. Живет в бане кто-то, кто хватает мужика за руку и принуждает жениться. Мужик поспорил за самогон, что принесет в 12 часов ночи кирпич с каменки. Кирпич-то принес, самогон выспорил, да на чумазой банной девушке пришлось жениться.

Из-под полка во сне бабушки выползает огромная страшная змея, от которой та едва успела выхватить правнучку. Правнучка на следующий день заболела и болела долго. А прабабушка умерла, как бы отдавая жизнь и здоровье девочке. Архетипическое соединение жизни и смерти характерно для человеческого сознания. Кстати, старухи и младенцы часто фигурируют в страшных преданиях. Ребенок 18 лет лежит в колыбельке, ест и пьет страшно много и не растет. Девушка, та самая, невеста из бани, велела взять ребенка крестной, задом, не оборачиваясь, пройти через три порога и выкинуть младенца. Крестной было жалко дитя, долго не соглашалась, а когда сделала (выбросила), ребенок превратился в чурку. Чур, щур, пращур, домовой, видимо, здесь символ язычества, с которым трудно расставаться, но который только пожирает жертвы, а не растет, не развивается. У него нет будущего.

Зализуха в колодце

Страх издревле использовался при передаче социального опыта в виде табу, например. Разработанная в эпоху Просвещения система воспитания ставила задачу избыть страх с помощью рацио. Успеха здесь не достигли. Бяки и Буки, Слонопотамы и Морры шутя используются молодыми родителями. Личный чувственный опыт младенчества об иррациональном невозможно победить сознанием.

У маленькой девочки плохой аппетит. «Нельзя ложиться спать голодной, ночью придет СОСЕДКО, рубаху с тебя сдерет», - говорит ей бабушка. Больше никаких характеристик страшный СОСЕДКО не имел, а чувства страха перед сном запомнилось (Пижанский район, п.Безводное). Маленький Алеша был очень любопытен, как все дети. Когда ходил с бабушкой за водой, старался заглянуть в колодец. Бабушка БОЯЛАСЬ за него и ИСПУГАЛА мальчика некой ЗАЛИЗУХОЙ, живущей в колодце и в воде вообще. Она утаскивает маленьких детей к себе в воду. Зализуха представлялась Алеше круглой, как колобок, с пушистой шерстью, без рук и ног, но с большим ртом и глазами, чтобы лучше видеть и лучше «зализывать». Лет до пяти внук боялся заходить в воду и даже смотреть в ведро с водой.

Вода, всё поглощающая, соотносится со временем. В селе Пищалье есть Лапатёнское озеро, бездонное. Вода в нем темная, тяжелая. Нередко люди тонут в этом озере. Рассказывают, что много лет назад на этом месте стоял монастырь и однажды ночью он ушел под воду со всеми жителями. Летом 1940 года в реке Молома решил искупаться мужик, прадед рассказчика, увидел большущий рыбий хвост, решил, что это - самая большая рыба в реке, а вместо рыбы вынырнула красавица с длинными волосами и светящейся кожей. В деревне связали видение с невероятным урожаем грибов, а значит, быть войне.
На соитие с природой (язычники Доброслава на празднике Ивана Купала в Шабалинском р-не)
На соитие с природой (язычники Доброслава на празднике Ивана Купала в Шабалинском р-не)

Суженый, ряженый,
приди ко мне наряженый

Вера в предсказания, символы, толкования неискоренима. Даже если вы пытаетесь абсолютно разумно воспринимать мир, в глубине души всё равно живет сомнение. Истории о гаданиях и невероятных совпадениях есть в запасе, вероятно, у каждого. В устной традиции они прежде всего связаны с замужеством. Тут ничего нового нет, разве что сбываются гадания родителей нынешних 17-летних.

Интересно, что самое большое количество чудес связано с лесом. В нашем северном лесном краю трудно найти человека хоть раз не заблудившегося в лесной глуши. Страх потеряться, заплутать избывается чудесным спасением. Старичок-лесовичок до сих пор живет в лесу, с ним делятся куском хлеба и табачком, ему рассказывают о своей жизни, как попутчику в плацкартном вагоне. Он появляется и исчезает «незнамо как». Его чуть-чуть опасаются и уважают, но не боятся так, как боятся заблудиться. Стремление выйти, найти дорогу к свету, к людям, к продолжающейся жизни превратилось в нечто постоянное в сознании (или подсознании).

Как видим, мир сказок и снов удивителен, многообразен, изменчив. Однако есть некоторые постоянные (страх, смерть, свет, путь), вступающие в противоречие с пониманием линейного времени и трехмерного пространства. Еще одна важная проблема: как организует вокруг себя пространство современный житель вятской деревни. Зависимость менталитета от этой составляющей давно ни у кого не вызывает сомнений. Но это отдельная тема.

Вера БУЛДАКОВА

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz