Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Владимир Ивонин: «Зангези» - в анналах, «Эрмитаж» - в перспективах

Интервью с директором Культурного Фонда «Эрмитаж»

В.Ивонин эпохи «Эрмитажа» (2000)
В.Ивонин эпохи «Эрмитажа» (2000)

- Говорят, Вы имеете отношение к вятскому самиздату доперестроечной поры?

- В 84-м году в Кировском пединституте мы издавали журнал (редактором был я), - журнал по альтернативному искусству, тогда это называлось андеграунд. Концепция журнала была - «искусство для искусства», то есть чистое искусство, никакой политики абсолютно мы туда не пускали. Там в основном была поэзия разных авангардных стилей - от сюрреализма до абстракционизма, звукописи, были и символистские вещи.

Вышло у нас два номера тиражом по одному экземпляру: первый назывался «Ассонанс», он больше был в традициях Серебряного века, второй номер назывался «Зангези», он уже дальше продвигался по линии истории искусства - экспрессионизм, сюрреализм и пр. В иллюстрациях делали то же самое: с нами сотрудничал художник-сюрреалист Виталий Соболев, который в дальнейшем уехал в Прибалтику и успешно там до сих пор выставляется и продаётся за рубеж.

Публиковались у нас такие небезызвестные люди, как Алекс Черезов (не учившийся в КГПИ), Игорь Дегтерев, Сергей Григорук и др. Были предложения (от Алекса Черезова) публиковать и нечто касающееся альтернативных политических взглядов, но я как редактор стремился к чистому искусству, к экстремальному поиску формы.

- Почему выпуск журнала прекратился?

- Всё это прекратили. В то время была определенная госполитика в этом отношении, и соответствующие органы применили соответствующие меры. Не секрет, что в КГБ для каждого института существовал куратор, тем более для исторического, то есть политического, факультета.

- Но кто-то, наверное, из читателей стукнул?

- Да, с нами в одной группе учился один товарищ. Для всех это было неожиданностью, никто даже и не верил. Сейчас он работает в ФСБ - после института его туда взяли. Началом его деятельности были мы. Некоторые преподаватели пединститута также писали в органы замечательные произведения на эту тему. Но были и другие преподаватели, которые, наоборот, поддерживали нас: Злыгостева Наталья Ильинична, декан Бородин Анатолий Петрович - очень порядочные люди.

Чудом мы остались в институте: нас спасло только то, что ни одной строчки политики у нас не было, хотя были попытки истолковать чисто звукописные стихи в политическом смысле. Один официальный литератор здесь приложил массу усилий: он участвовал в приватных беседах с нами в КГБ.

- Этот неназванный писатель рецензировал стихи, которые давал КГБ?

- Нет, он прямо там при них сидел в кабинете и давал необходимые комментарии по поводу стихов. В качестве эксперта он учинил стихам беспредельный, абсолютный разгром, притом абсурдный. Метод использовался отработанный до нас: выдергивались отдельные фразы из контекста и привязывались к выгодному им контексту, то есть, например, к стиху «Пьеса для ксилофона», сделанному в форме хлебниковской звукописи, пытались навязать идеологический, политический смысл. Это потрясало своей абсурдностью. У нас вышло два номера, планировался третий, но...

- Что осталось?

- К сожалению, всё было изъято, у нас лишь остались перепечатки некоторых вещей. Но уникальность журнала была именно в ручном воспроизведении, в ручных иллюстрациях, в наклейках из уникальных каталогов, например, немецкой экспрессионистской живописи начала века. Многие наши стихи были пропущены через классическую живопись. Одна моя поэма была посвящена Максу Бекману, одно стихотворение посвящено Модильяни. Кстати, я участвовал в институтской выставке -парой экспрессионистских картин.

- Как Вы будете доставать из анналов КГБ-ФСБ «Ассонанс» и «Зангези»?

- Не собираюсь я. У них существует определенный порядок на этот счет. Никто не выдаст материалы. Это вопрос отдельного обсуждения.

- Тот случай не отшиб у Вас желание писать?

- Состояние шока длилось достаточно долго. Тем не менее мы сохранили всё, что было. Писать я всё равно писал, но меньше и меньше, в стол.

- Сегодня Вы пишете?

- Честно говоря, была попытка, когда мы с Юрой Ардашевым организовывали спектакль «Моцарт и Сальери». Юра меня заразил идеологией альтернативного театра, и у меня даже сценарий написался, но надо его дорабатывать...

- Что подвигло Вас создать Культурный Фонд «Эрмитаж»?

- Хотелось поддержать альтернативные культуру и искусство в нашем городе: этим делом не занимаются ни официальные структуры, ни... Ну, частные меценаты, конечно, помогают, но всё это разрознено, и хотелось оказать более скоординированную поддержку альтернативщикам и оживить этот процесс. Фонд искал какую-то базу для реализации проектов, нашел ее в кинотеатре «Смена», арендовал его и занялся здесь созданием центра. В «Смене» очень удачно сочетается возможность создания и галереи, и творческого кафе, и киноклуба.

- Чем занимается Фонд сегодня?

- Поддержкой альтернативных творческих проектов. Вот что уже сделано: несколько выставок живописи в нашем выставочном зале и спектакль «Моцарт и Сальери». Сейчас главная задача - создание материальной базы нашего творческого центра. Здесь очень большие объемы строительных, восстановительных работ. Параллельно проводим творческие вечера, например, презентацию книг Голикова и Чарушина.

- Что планируется после окончания ремонта?

- Мы готовы поддерживать любые творческие проекты по различным видам искусств: альтернативная мода, поэзия, музыка и пр. Хотелось бы провести фестиваль поэзии. Многие творческие люди лежат на дне, варятся в собственном соку, и хорошо бы им просто помочь подняться. Например, у кого-то уже написана пьеса, и мы для ее постановки можем пригласить театрального режиссера, способного реализовать альтернативный проект. Вообще наш центр создан для творческого общения, которого так не хватает в нашем городе.

- Какие имена Вы хотели бы видеть связанными с Вашим Фондом?

- Я могу назвать тех, кто мне нравится. Из художников - Подшивалов, Пестов, Юрьев, наши наивисты - Тучков и др. Из поэтов - Голиков, Чарушин, Игорь Мальцев и его компания.

- Что для Вас выше - бизнес или искусство?

- Думаю, что должен быть разумный компромисс. Но в основе, безусловно, искусство. Я считаю, искусство и бизнес - не противоположные вещи, их не надо противопоставлять, их надо просто подружить. Бизнес должен поддерживать искусство. Во всём мире есть практика взаимодействия того и другого. Нужно и у нас искать пути пересечения. Не секрет, что когда рынка не существует в нашем городе, это всё очень сложно, но я хочу сделать попытку. Параллельно с некоммерческими проектами можно осуществлять коммерческие, но тоже в сфере искусства, и доходы от них пойдут на поддержку некоммерческих.

- Остаётся только пожелать Вашему Фонду удач!

(Специально для «Бинокля»)

В.Ивонин времен «Зангези» (справа, с художником В.Соболевым на выставке в КГПИ, 1984)
В.Ивонин времен «Зангези» (справа, с художником В.Соболевым на выставке в КГПИ, 1984)

Стихи Владимира Ивонина

Пьеса для ксилофона

Маг мог
В миг Вам
Гам в гимн
И гимн в гам.

(Впервые опубликовано в «Ассонансе»)

Снег

Хлэйо
     Хлапь
Хлэйо
     Хлапь
Белль
     Леет
Хлопок лап
Лопот лап
Сном реет
Плавно пал
Ватных лав
       полог
Словно плыл
Белых крыл
       сполох
Я спросил: "Здесь чудил
                 Поллок?"
Шелестела в ответ: "Холод..."

(Впервые опубликовано в «Зангези»)

Прим. Поллок - американский абстракционист.

Июльский полдень

Джорджо де Кирико

Серебристые иглы
Взвились в полый объём
Минусовый индиго
Распоров остриём
Кристалличный акцент
Центроверхий расклад
Лег стеклянным пинцетом
В голубой циферблат
Белокрылы кубы
Из стерильного белого
Так графично строги
Словно Эстесом сделаны
Но сверкая отливами
Хрупкий синий аквариум
В теплом солнечном ливне
Растворился коварно
Растворился ненужный
И смеялся с прохожими
Кадмий солнечной лужи 
На киоске с мороженым

(Впервые опубликовано в «Зангези»)

Прим. Эстес - американский гиперреалист.

ИВОНИН В. Анатольевич род. 8.06.1963 в Кирове. Закончил истфак Кировского пединститута (1985). Преподавал в школе. Был директором Федерации шейпинга Кировской области (1991-2000). С 2000 - директор Фонда содействия развитию культуры и искусства «Эрмитаж». Женат, двое детей. Пристрастия: Клее, Дюфи, ранний Кандинский, Шагал, Мандельштам, ранний Пастернак, Северянин, Бродский, Пильняк, Набоков, Бердяев, Фромм, Андрей Тарковский, блюзовая музыка.

Следующая статья:
Император повержен на острове Св. Елены (памяти Владимира Мочалова)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz