Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Император повержен на острове Св. Елены

Памяти Владимира Мочалова

МОЧАЛОВ Владимир Семенович родился 30 июля 1954 года на Урале. Закончил Свердловское театральное училище (1979). В том же году начал работать в Кировском облдрамтеатре, где за 20 лет сыграл около сотни ролей (спектакли «Ивушка неплакучая», «Дорогая Памела», «Самоубийца», «Голый король», «Ревизор», «Василиса «Мелентьева», «Бурная ночь», «Медея» и др.), поставил спектакли «Аленький цветочек», «Не верь глазам своим» (1991), «Секрет мадам Десинь» (1992), «Услышь меня, Господи!» (1993). Лауреат премии Ленинского комсомола Кировской области (за спектакли «Эй, кто-нибудь!», «Поединок в подвале»). Лауреат премий Кировского СТД «Удача-96» и «Удача-98» за лучшую мужскую роль (Бог во «Второй смерти Жанны д'Арк» и Наполеон в «Корсиканке»). Заслуженный артист РФ (1997). Скончался 22 мая 2000 года. Похоронен на Макарьевском кладбище. Сын живет в Санкт-Петербурге.

Что писала о Мочалове
свободная вятская пресса

Предисловие

Накал чувств, яркая эмоциональность характерны для героев Владимира Мочалова. Актер каждым свои появлением на сцене предан жизни. Сплетаются воедино жизнь непосредственная и поэтическая - возвышенная жизнь духа. (С.Сретенская, «Вятский край», 1991, N 61)
Наполеон (В.Мочалов) с Корсиканкой (Н.Исаева)
Наполеон (В.Мочалов) с Корсиканкой (Н.Исаева)
В.Мочалов и Ю.Тарасов (слева) 
в «Голом короле» (реж.М.Салес)
В.Мочалов и Ю.Тарасов (слева) в «Голом короле» (реж.М.Салес)

«Доходное место»

(А.Островский, реж.М.Салес)

Актер В.Мочалов, чтобы достать взяточную должность для своего героя Белогубова, меняет маски шута и продажной женщины, как перчатки. Он демонстрирует все свои с иголочки наряды, эффектно виляя задом и становясь на четвереньки. Победив конкурентов, Белогубов-Мочалов стал хозяином жизни и гордо выпрямил позвоночник. (С.Докучаева, «Выбор», 1992, N 15)

Вечер «Каравана Культуры»

На концерте в первый день в Театре Драмы вятские номера, сдобренные полиглотским конферансом незаменимого вице-начдепкульта Евгения Деришева в бабочке, смотрелись более традиционно, чем иностранные. Караванщики отвязались на славу, дернув шампанского прямо на сцене. (...) Вскоре в театре пролилась самая настоящая кровь: набравшийся актер Драмы Владимир Мочалов [с возгласом: «Я научу вас, как делать импровизации!» - С.Ф.] бросил голландского актера Барта носом на бетонный пол малой сцены. С помощью «скорой помощи» окровавленный Барт все-таки оклемался и продолжил спектакль. Мочалов пытался извиняться и оправдываться, что хотел лишь помочь артисту в игре, но его увели стражи порядка. Освободившись, вятский лицедей бросился доставать шампанское, чтобы пить на брудершафт. (П.Шабалин, «Выбор», 1992, N 28)

«Секрет мадам Десинь»

(Р.Ламуре, реж.В.Мочалов)

Поставил комедию актер Владимир Мочалов, прославившийся на всю Россию международным скандалом в дни остановки Каравана Культуры в Вятке. (...) Французская пьеса о заговоре родственников (с целью убить тетушку ради денег) позволила Мочалову вовлечь актеров во множество трюков. Актрисе Наталье Исаевой в роли служанки-проститутки пришлось задействовать нижнюю часть своей фигуры в мини (...). Смахивавший на европеизированного Марчелло Мастроянни Сергей Пушкин в роли правой руки Ротшильда эффектно и смешно икал, впадал в паралич и опускался на пол. Самому Мочалову в роли главы семьи посчастливилось хватать за грудь Исаеву, ползать на четвереньках и показывать фиги актрисам, отчаянно комикуя а-ля молодой Луи де Фюнес. Владимир Мочалов зарекомендовал себя достойным продолжателем дела Михаила Салеса. Кстати, бывший худрук Драмы наводил на эту постановку последний глянец. (К.Оболенский, «Товар-Деньги-Товар», 1992, N 5)

«Услышь меня, Господи!»

(Н.Коляда, реж.В.Мочалов)

Первое действие Вячеслав Лысенков смирно пролежал в гробу, лишь однажды напугав зрителей вставанием - на манер панночки в «Вие». Зато второе он - уже похороненный - шастал по сцене, а актеры успешно притворялись, что не замечают коллегу. Зрители смекали: это душа мертвеца до девятого дня, прием такой, ага. Помнится, в «Страстях под вязами» О'Нила и Салеса уже была одна душа-шатун, исполнявшаяся световым зайчиком (события показали, что это сама Смерть). Но живому актеру Лысенкову удалось обскакать зайчика. Как пить дать, режиссер Мочалов превзошел Салеса в изображении души человека. (К.Оболенский, «Товар-Деньги-Товар», 1993, N 6)

«Всё в саду»

(Э.Олби, реж.В.Подольский)

Чтобы сойти за 15-летнего американца, 30-летний Сергей Пушкин по-обезьяньи убегал, как движущаяся мишень, из фокуса зрителя и успешно скрывал годовые кольца под глазами плюс некоторую синеву щек. Виртуоз! Его отцу по роли Владимиру Мочалову для возрастного контраста пришлось посеребрить виски, а для изображения страдания - комично таращить глаза и кривить полуоткрытый рот. (К.Оболенский, «Товар-Деньги-Товар», 1993, N 8)

«Идиот»

(по Достоевскому, реж.М.Салес)

В «Идиоте», который стал для актеров своеобразным смотром их мастерства, Владимир Мочалов предстает в образе Гани Иволгина. Характер этот в его интерпретации очень непростой, продуман и пластический рисунок роли этакого червя земного, который «есмь человек». И когда он, червь, извивается, корчится в судорогах тайной корысти, зрелище это не из привлекательных, но, содрогаясь, зритель не спешит заклеймить Ганю хотя бы потому уже, что за его спиной три сильных адвоката [имеются в виду Достоевский, Мочалов и зритель. - С.Ф.]. (...) Эта роль сделана в традициях русской актерской школы, которая всегда предполагает соединение внешней выразительности характера персонажа с глубиной психологического анализа. (Л.Смирнова, «Кировская правда», 1994, N 37)

«Тартюф»

(Ж.Б.Мольер, реж.С.Силвиан-Фусу)

Пострадал и актер В.Мочалов, но морально: он замещен в главной роли «Тартюфа» П.Исайкиным - в результате внутритеатральных страстей. Вообще наблюдатели отмечают, что атмосфера в Драме при хронически отсутствующем (по причине отъездов в семью) худруке В.Подольском - далеко не здоровая. (М.Коковихин, «Товар-Деньги-Товар», 1994, N 12)

«Виновник торжества»

(Б.Рацер, В.Константинов, реж.В.Подольский)

Главной изюминкой «Виновника торжества» стала традиционная хохма с переодеванием мужчины в женщину: артист Григорьев (В.Мочалов), изображая из себя экстрасенску-ясновидицу, дурачит журналистку, музыкантку и фронтовика. Кажется, будто смотришь вторую серию - или римейк - фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!», только вместо Калягина - Мочалов: актер очень смешно пародирует женские ужимки и телодвижения вроде надувания губок и обнажения коленок. Буйный талант комика сделал Владимира премьером Драмы, а на этом спектакле еще и ассистентом режиссера. (М.Коковихин, «Вятский наблюдатель», 1995, N 9)

«Уступи место завтрашнему дню»

(В.Дельмар, реж.В.Подольский)

Постановщик переложил свои обязанности на актеров. Они вынуждены играть «кто что знает», вносить в мозаику спектакля «кто что может»: балетный экзерсис и упражнение с обручем на шее, то бишь хула-хуп (Т.Томилина), два-три проникновенных монолога в духе традиций старой актерской школы (н.а.РФ Т.Ветко), сценку из народного фарса с мнимым больным (Б.Берестнев) и глупым доктором (С.Пушкин) или актерский этюд на тему своеобразия еврейского национального характера (В.Мочалов). (Е.Беляева, «Вятский наблюдатель», 1995, N 13)

Жалко было и хорошего актера Владимира Мочалова: его, в сдержаной манере и с мягким еврейским акцентом сыгравшего роль торговца Левицкого, худрук заставил в сцене чтения письма мелодраматически понижать голос и делать тягостные паузы... (М.Коковихин, «Товар-Деньги-Товар», 1995, N 9)

«Мария Стюарт»

(Ф.Шиллер, реж.В.Подольский)

Примелькавшиеся от сезона к сезону актерские лица изменились до неузнаваемости. (...) Разительные перемены явил собой В.Мочалов - Амиас Паулет, жестокосердный главный страж Марии, - резко посуровевший, немного полинявший и даже как будто похудевший. (О.Чуракова, «Наш вариант», 1995, N 42)

«Иванов»

(А.Чехов, реж.Е.Степанцев)

«Иванов» притягателен скоплением любимцев публики. Ветко, Малышева, Исаева, Исайкин, Мочалов играют не без удовольствия, всласть. Их стараниями среда обывательская, презренная, выписана ярко, фактурно, броско. В просторной гостиной Лебедевых каждый из персонажей на какое-то время оказывается в центре внимания, каждый получает свой концертный номер, гарантирующий смех в зале. (Е.Беляева, «Вятский наблюдатель 2», 1997, N 4)

«Касатка»

(А.Толстой, реж.Е.Степанцев)

Глупо спрашивать: хороша ли была в спектакле артистка такая-то? Она всегда играет одинаково хорошо, потому что режиссер нашел свою золотую жилу: сегодня в его театре, как в XIX веке, каждый артист играет как правило в своем амплуа. Замечательной разноплановой актрисе Галине Малышевой всё чаще достаются роли комических старух, Наталье Исаевой - варианты Травиаты и «дамы с камелиями», то есть мелодраматической страдающей героини, Владимиру Мочалову - роли водевильных шутов, Елене Одинцовой - неопытных девушек (инженю), а Павлу Исайкину - комических простаков. (К.Огородникова, «Вятский наблюдатель 2», 1997, N 31)

«Корсиканка»

(И.Губач, реж.Е.Степанцев)

Для того, чтобы публика за время спектакля трижды откликалась радостными аплодисментами на призыв «Да здравствует император!», Степанцев полтора сезона убеждал ее своими комедиями в полной дискредитации каких-либо идей (...). И в «Корсиканке» сначала он низвел социальную тему и «большую историю» до фарса, а затем убедил нас в том, что поверженный и униженный Наполеон в исполнении Владимира Мочалова - совсем как мы. Мы тоже практически не верим в то, что причастны к каким-то великим свершениям. По сути, сегодня на первый план выходит частная история человека, вынужденного расстаться со своим героическим прошлым. И в этом толстом, лысом мужике, которого корсиканка уверенно учит жить, действительно трудно опознать великого Наполеона. Ибо он принципиально прозаичен, потому что героическая история завершилась. (Е.Беляева, «Вятский наблюдатель 2», 1998, N 18)

Составил Сергей ФЕДОРЧУК

Из записных книжек Владимира Мочалова

  • Удивительное свойство - видеть дурь, которую в меня вталкивают.
  • Откуда же возьму новые решения, когда мелькают те же рожи? Рожа и мозги, извините, крепко связаны.
  • Актеры вторых ролей захватили власть, и режиссеру надо думать, как вернуть себя на место.
  • Мир опустел, а жизнь стала глупой улыбкой.
  • Тот, кто задаёт вопрос, разоблачает свою душу.
  • Жизнь - не истерика, а обритая душа.
  • Если соединить вину с желаньем, получается любовь. Всё в жизни просто.
  • Холодно от людей, от их душевной погоды.
  • Я не сплю давно: свет мне в глаза.
  • Когда держишься за прошлое, умираешь каждый день.
  • Я потерял столько друзей... Смерть - часть моей жизни.
  • В чем смысл жизни? В том, что она заканчивается.

Текст предоставлен Мариной ГОРОДИЛОВОЙ

Фото из архива Кировского СТД
Следующая статья:
Татьяна МАЛЫШЕВА. Время живописи Юрия Васнецова
(о выставке в Доме-музее Н.Хохрякова)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz