Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Олег Чарушин: Я не вкладываю в стихи никакого смысла

Интервью с автором «Развинчивания мозгов»

- Когда Вы начали писать стихи?
На военных сборах под Москвой. 1985
На военных сборах под Москвой. 1985
На берегу Японского моря под Владивостоком. 1992
На берегу Японского моря под Владивостоком. 1992

- Первые опыты - классе в шестом: мы с вятским поэтом Георгием Антоновым (псевдоним Андрея Абдуллина) в шутку переделывали стишки, которые входили в школьную программу. Мы учились с ним в одном классе, в 29-й школе с английским уклоном. Но более-менее серьезно опять же с ним мы начали писать классе в десятом, в 1979 году, большую детективную повесть в стихах «Матерый человечище». Закончили ее писать только в 84-м. Там главные действующие лица - Левинсон, командир партизанского отряда, Павел Ильич Лавут, участковый инспектор, Анискин, инспектор уголовного розыска, очень много действующих лиц-евреев. В ней пародировались многие литературные стили и штампы. Как-то раз мы ее почитали московскому писателю-славянофилу Олегу Кочеткову, он смеялся до слёз.

- С Георгием Антоновым Вы всю дорогу по жизни вместе?

- Я сначала поступал в 80-м году в Горьковский институт иностранных языков на переводческий факультет, набрал 22 балла и не поступил, вернулся в Киров, а Георгий Антонов в тот же год поступал на восточный факультет Ленинградского университета на бирманский язык и поступил. Но поучился один семестр и оттуда свалил. Жил в комнате с двумя вьетнамцами, и они его окончательно достали. Я приехал, устроился электромонтером на Кировскую телеграфно-телефонную станцию, а он поступил туда же разносчиком телеграмм. Год мы так прокантовались и решили: отчего бы нам не съездить в Москву попытать счастья? В МГУ я набрал те же 22 балла и поступил на юрфак. Юрфак я закончил, а Антонов тоже поступил, учился, но не закончил.

- Я слышал о Ваших встречах с Андреем Вознесенским. Какие у Вас остались воспоминания от них?

- Его поэзия уже давно мне нравилась. И году в 84-м мы с Антоновым взяли рукописи и поехали к Вознесенскому на дачу в Переделкино. Дачу нашли с большим трудом, постучали, в окошко выглянула Зоя Богуславская, говорит: нет, нет, он не принимает, рукописи пошлите по почте по такому-то адресу и через две недели позвоните. Мы так и сделали, и он пригласил нас к себе на дачу. Мы опять приехали, дача очень хорошая, там сидели гости - поэт Александр Ткачев, сейчас он председатель ПЕН-клуба, какой-то еще литератор из Венгрии и пр. Пили вино, закусывали черешней. Ну, и Зоя Богуславская. Нет, Таривердиева, Плисецкой и Березовского не было.

Хозяин пригласил всех в кабинет, там у него подлинники Пикассо, знаменитые видиомы Вознесенского «тьматьматьматьмать» и др. Стихи ему понравились, и мои, и Георгия Антонова. Он смотрел, говорил: «Вот это очень хорошо, а это не для вас». Поговорили, он подарил нам по книге, тбилисское толстое издание, почти полное собрание сочинений с автографом: «Олегу Чарушину в знак встречи». Пригласил нас за стол, где сидели гости, выпили по бокалу сухого вина, и мы прочитали по стихотворению. Он говорит: «Ну, вот, молодежь у нас еще есть».

Через год мы поднакопили новых стихов, позвонили, он говорит: «Приезжайте». Снова мы привезли пачки стихов, он их посмотрел и в процессе беседы, кстати, спрашивает: «Как вам нравится группа "Аквариум"?» Мы: «Ну-у, "Аквариум"!» Он: «А вы можете достать мне кассету послушать?» Мы достали магнитофонную бобину, передали через ЦДЛ, через почтовый ящик. Потом в «Литгазете» вышла статья Вознесенского с фразой: мол, «Аквариум» - звуковые внуки Заболоцкого. В 85-м на концерте «Аквариума» в ЦДРИ мы виделись с Вознесенским, он познакомил нас с поэтом Парщиковым. Потом уже как-то я лично созванивался, посылал ему опять стихи по почте, но встретиться уже не удалось: я закончил МГУ и уехал. Вот, собственно, и всё. Эти встречи с Вознесенским укрепили желание заниматься поэзией, то есть у меня осталось впечатление, что мы занимаемся этим не зря.

- Вас и Антонова кто-то назвал «братьями по маразму», «братьями-поэтами Разнесенским и Тождественским». Разнесенским были Вы?

- «Братьями по маразму» себя назвали мы сами, а псевдонимами Тождественский и Разнесенский мы подписывали ранние юмористические и пародийные стихи. Разнесенским действительно был я. Как это Вы догадались?

- Ваши воспоминания от Вятского литературного клуба «Верлибр»?

- После МГУ я уехал по распределению в Опаринский район и наезжал в Вятку по субботам-воскресеньям. А Георгий Антонов тусовался здесь. В кафе «Минутка» он встретился с Лешей Черезовым, поэтом и художником (он сейчас живет в Москве), и Черезов познакомил нас с Колей Голиковым. Произошел обмен стихами, стихи взаимно понравились и в ближайшем номере верлибровского журнала «Авангард» были напечатаны, а в дальнейшем произошла наша интеграция в клуб «Верлибр». Вообще от «Верлибра» у меня остались великолепнейшие, веселые воспоминания. Это постоянные посиделки, пьянки, сопровождавшиеся литературными разговорами. Когда «Верлибр» в начале 90-х распался, стало намного скучнее.

- Правду ли говорят, что перед концертами верлибровцы всегда напивались?

- Нет, неправда. Перед концертом они не напивались, а принимали бодрящую дозу, скажем так. А напивались уже в процессе концерта и после.

- Поклонницы преследовали Вас?

- Не так уж они и преследовали. Но поклонницы есть. На презентации сборника «Лысенко моей мечты» мне сказали, что одна дама угорает от моих стихов, потому-то и приехала в М-Галерею аж с Филейки. И на последней презентации «Развинчивания мозгов» девушка лет 18-и все-таки сумела вырвать у меня один сборник, хотя их было очень мало. Кстати, эта наша совместная с Николаем Голиковым акция знаменательна еще и тем, что получила завершение в жизни: мы с Голиковым бросили пить. Мы устроили «праздник последнего стакана», обзвонили всех друзей и сказали, что «в этом мире мы больше не увидимся». С тех пор не пьем почти месяц.

- Отчего «Верлибр» распался?

- Многие просто-напросто бросили писать стихи: Михаил Коковихин, Георгий Антонов, Леша Черезов, Сергей Ухов. Может, просто все надоели друг другу, самоисчерпались. Когда мы узнали друг друга целиком и полностью, каждый пошёл своим путём.

- По хронологии Ваших сборников видно, что они выходят всё реже и реже. Сочинительство замедляется с возрастом?

- Нет, возраст тут ни при чем. Просто всё сложнее становится вылавливать в потоке жизни свежие впечатления. Конечно, можно каждый день писать по стиху, «работать», как рекомендуют некоторые кировские члены Союза писателей, но для меня каждый такой маленький сборничек -это определенная новая ступень, и он должен и по стилю, и по настроению отличаться от предыдущих, а иначе получится просто отстой.

- Нет ли у Вас ощущения, что вятская творческая интеллигенция в 90-е годы тихо застаивается или спивается?

- Настоящая творческая личность самодостаточна. Тут надо говорить конкретно. Если кто-то и спивается, он потом лечится. Взять хотя бы поэтов. Поэзия от времени не зависит, она существует сама по себе. Тот же Вознесенский выступал на стадионах, в Политехническом, а сейчас его не слышно, не видно. Хотя, конечно, время громкой поэзии прошло. В Вятке времен «Верлибра» мы собирали залы ДК железнодорожников и «Родины», а сейчас уж какой там зал?

- Круг Ваших прошлых и сегодняшних поэтических пристрастий?

- Александр Сергеич Пушкин - как был, так и остался. Раньше я очень любил Маяковского, в Москве увлекся футуристами и прочими имажинистами. Библиотека МГУ по фондам - вторая в стране, и там можно было взять всё, что угодно, издания тех еще лет: Бурлюк, Крученых, Заболоцкий, Пастернак, Олейников. Вознесенский нравился очень. Бродский - совершенно отдельно, это новая эпоха в поэзии. Сейчас Бродский для меня выше Вознесенского. Из современных мне нравятся метаметафористы: Парщиков, Еременко, Жданов, а также покойная Нина Искренко, Сергей Гандлевский, Татьяна Щербина, Валентин Хлап.

- Куртуазный маньерист Степанцов поёт в «Бахыт Компоте», то есть пытается оживлять поэзию музыкой. А как выживаете Вы как поэт?

- Трудно сказать, что песни Степанцова - не поэзия. Он просто помогает себе музыкальным сопровождением. Если это еще и приносит деньги, это хорошо. Я в свое время выдвинул идею видеопоэзии: допустим, MTV - Музыкальное Телевидение показывает музыкальные клипы, а я имел в виду Поэтическое Телевидение - с видеоклипами, снятыми на стихи. Если бы хотя бы час в неделю на ТВ отводить PTV! Мне кажется, что будущее поэзии за поэтическими видеоклипами. Есть куча народу, которым это интересно.

- Что двигает Вашим стихотворчеством - message (послание) или игровое начало? Можно ли вообще писать стихи в Вашем возрасте - в 37 лет?

- Мой пример говорит, что можно. Я захотел написать стихотворение - и написал. Никакой message я туда не вкладываю. Например, я когда-то, работая в прокуратуре, ехал то ли в морг, то ли еще куда-то на экспертизу и по пути зашел в магазин «Товары для молодежи», и тут в мозгу пошли строчки: «Куда влечет меня насильник безобразный?» Откуда они взялись? Хрен их знает. Я тут же в предбаннике магазина всё это записал. Что толкает? Не знаю. В моих стихотворениях нет никакого message, есть набор образов, слов, букв, и я его излагаю на бумаге. Я не вкладываю в него никакого смысла никогда. Смысл должен возникать в голове того, кто воспринимает. И каждый раз это стихотворение - совершенно другое произведение. У Борхеса есть рассказ, где Пьер Менар слово в слово переписал «Дон Кихота», но в каждое слово, в каждую фразу он вкладывал совершенно другой смысл, и получился совершенно другой «Дон Кихот». Поэтому я не знаю, что я написал. Главное - не вкладывать никаких идей, они должны рождаться в мозгу читателя.

- В масскульте слово вытесняется картинкой. Не анахронизм ли сегодня заниматься словесным искусством?

- На литературные вечера еще все-таки ходят. Книги Сорокина, допустим, в Вятке можно достать с трудом. Пока есть поэты и писатели, слово не умерло. Сейчас искусство идет по пути синтеза всех видов - литературы, музыки, живописи, кино, оперы. Настоящее синтетическое искусство еще не создано...

- Ваша оценка вятской культуры, официальной и неофициальной?

- Что значит вятская, невятская? Есть вообще культура. Или культура, или некультура. Как, например, назвать вятских фотографов, которые уехали и работают сейчас в Москве? Или режиссер Юра Ардашев? Он снимал здесь, сейчас снимает в Москве. Это какая культура? Или я, допустим? Приезжаю в Москву и прекрасно творчески общаюсь с тем же Степанцовым, Николаем Климонтовичем (я ему крутил свои видеоклипы), Олегом Давыдовым из журнала «Мулета», Ларисой Пятницкой. Нашу Светлану Сырневу прекрасно воспринимают в Москве - это вятская культура или российская? Конечно, настоящих проявлений культуры в Вятке мало, на самом деле.

- Вятка в Вашем понимании - что это?

- Вятка - это река, где недавно выловили холерный вибрион, это слегка хаотичное нагромождение домов, в которых живут некоторые приятные мне люди, это и троллейбусы, в которых я избегаю ездить в часы пик.

- Есть ли Ваши книги в областной библиотеке имени Герцена?

- Понятия не имею. Поскольку полиграфических сборников у меня нет, а только самиздатовские, их, возможно, кто-то из моих знакомых работниц и поставил. Во всяком случае, я знаю, что в каталогах сноски на газетные публикации есть.

- Есть ли Ваши стихи в Интернете?

- Там «Развинчивание мозгов», другие стихи, биография на русском и английском языках. В Москве многие мои знакомые именно в Интернете нашли и почитали меня. Недавно пришел е-mail из Нью-Йорка, где живет хороший художник и мой московский друг Юрий Гавриленко: он нашел меня в Интернете. Полиграфическое издание сборников скоро отомрёт, а в основном всё будет идти через Интернет.

- Будущие Ваши проекты?

- Об этом пока говорить рано. В августе мы отдохнём, а в сентябре начнём думать о будущем.

- Мы увидим небо в алмазах?

- Ну-у-у...
О.Чарушин (справа) и меценат С.Луппов 
на вечеринке в мастерской Н.Усова. 1994
О.Чарушин (справа) и меценат С.Луппов на вечеринке в мастерской Н.Усова. 1994
На праздновании 9-летия «Верлибра». 1995
На праздновании 9-летия «Верлибра». 1995

(Специально для «Бинокля»)



Шампунь Пушкина

Светлане Сырневой

Опять зима
Куда ее девать?
Списать на лето?
Нет
Списать на осень?
Списать в расход
Чтоб больше не писать
Шампунем Пушкина
Свою прочистив проседь

Нас слишком много
Не таких как мы
Мы так же плотны
Как и все другие
По вечерам 
Мы оживляем книги
Искусственным 
                дыханием зимы

Духовным жиром
Самых толстых книг
Радикулит

Опять стреляет в спину
Хотим успеть
Но всё же не покинем
Ведь нами в плен
Лишь русский взят язык
Под пером 
Павла Шабалина. 1992
Под пером Павла Шабалина. 1992
Он говорит ненужные слова
Которые -
Что мертвому парковка
Мы их несем
Хотя уже неловко
Пока 
Не прекратится голова

А после 
Набирая высоту
Немея
Как огонь без кислорода
Мы выполним
Предчувствие народа -
И труп почуем
У себя во рту

(Из сб. «Развинчивание мозгов»)

ЧАРУШИН О. Анатольевич род. 20.03.1963 в Кирове. Закончил юрфак МГУ (1986). Член Вятского литклуба «Верлибр» с 1987. Работал следователем прокуратуры в Опаринском р-не Кир. области и Октябрьском р-не г.Кирова, корреспондентом в газете «Выбор» с 1.08.1991, диктором «Релакс-радио». Сейчас - обозреватель отдела права в журнале «Товар-Деньги-Товар» (с 1992) и диктор «Радиолинии». Самиздатовские сборники: «Взгляд с Луны» (1988), «Парикмахер Петров» (1988), «Цветы в нумера» (1989), «Вскрытие покажет» (1990), «Хрен-павлин» (1991), «Юноша с веслом» (1992), «Лысенко моей мечты» (1995), «Развинчивание мозгов» (2000). Холост, детей нет. Адрес в Интернете: www.vit.ru/oleg/



Следующая статья:
Владимир ИВОНИН: «Зангези» - в анналах, «Эрмитаж - в перспективах
(интервью с директором Культурного Фонда «Эрмитаж»)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz