|
Глаз - ватерпас, сердце - алмаз О.Чарушин «Развинчивание мозгов»
(самиздат, 12 стр.)
«Люблю проказить с санитаркой морга», - эта стихотворная строка Олега Чарушина вызывала восторг на концертах литературного клуба «Верлибр» в конце 80-х. Сегодня, через десяток лет, санитарка всё та же, место действия - то же, а вот насчёт любви и проказ - облом: «Я чувствую, что фильм идет к концу», - сказал он, может быть, слегка красиво ...а санитарка допивала пиво размазывая слезы по лицу... Конец уж близок, допивается прощальная доза, Некрасов в белой постели поёт свои «Последние песни». А автор нескольких самиздатовских сборников Олег Чарушин кручинится над телом поэта Славы Литусова, убитого на екатеринбургской автобусной остановке: Опять Земля своих питомцев - И сыновей, и дочерей - Не провожает с миром к Солнцу, А провожает до червей. Бравурная советская песенка («Я - Земля. Я своих провожаю питомцев... Долетайте до самого Солнца...») давно спета. Остаётся, как псаломщику, петь над родимой страной «аллилуйя». Одному из питомцев поэт проводит медосмотр и ставит диагноз: Молоточком луча по бубенчикам глаз бью от начала к концу света Гайки не могут а винты не хотят врезаться в сердце Алмаз ли это? Сердце - камень. Мозги развинчены. Бесчувственное тело лежит в коме, а из уст помимо воли несется стихотворный поток. Вот фрагмент из посвященного вятской поэтессе Светлане Сырневой, работнице обладминистрации: Он говорит Ненужные слова Которые - Что мертвому парковка Мы их несем Хотя уже неловко Пока Не прекратится голова Всё в прошлом. Аудитория с каждым годом сужается, как шагреневая кожа. Уже не требует поэта к священной жертве Аполлон. Но поэты - по традиции или по инерции - не могут молчать. Чарушин 1980-х, сюрреалист с экзистенциально-патологическими мотивами, растерял по дороге свой черный юмор и превратился в усталого, разуверившегося во всём Чарушина конца века. Олег Анатольевич вяжет слова в строку тихо, полубессознательно, без скандалов и радикализма. Под алмазным панцирем спрятан сейсмограф, который чутко улавливает подземные толчки. Властителем дум Олегу уже не стать, он - типа летописца Пимена, одиноко кропающего в монастыре: «Еще одно последнее сказанье...» Михаил КОКО
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |