Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Слава Феде, который навеет человечеству сон золотой!

 

Художник Фёдор Ширяев живёт на два города (Москва, Вятка) и, периодически улетая с грешной Земли, живописует свои видения
Путь Ширяева - от изломов женщины-вамп до гармонии эскаписта. Справа: "Печать Сердца Будды" (1993). Слева: "Поросёнок" (2006). 02.2007. Фото М. К.

 

Дымок Отечества под шляпкой нам по кайфу

В картине "Берсерк" (2006) Ширяев изобразил одного из древнескандинавских воинов - берсерков, взбадривавших себя перед битвой допингом

 

"Ширяев с котами хором ширяется мухомором" - так называлась моя давняя заметка о выставке Фёдора (ТДТ № 5, 1993). С тех пор мало что изменилось, вот разве что Федя в 99-м уехал в Москву, потом вернулся, и опять "нынче здесь, завтра там", бросил пить, разошёлся с гражданской женой-искусствоведом Еленой Ольховой, которая раскручивала его как художника ("мы остались хорошими друзьями"). Елена - бывшая жена вятского поэта Юрия Ольхова (погибшего в столице) - обосновалась в Москве при арт-студии "Африка" на Красносельской и до сих пор толкает федины картины и "лепнину" по тамошним галереям, салонам и ночным клубам.

На вопросы о личной жизни помудревший Фёдор теперь отвечает: "No comment". Зато охотно говорит о м-м-м...

Какие видения при этом возникают, узнаём на выставке Ширяева "Золотой поросёнок", открывшейся в выставочном зале на Воровского, 52. В фантастических героинях с котом или горностаем (на картинах 90-х годов) угадывается облик Ольховой. Типа муза. В картинках же 2005-06-го уже никаких муз, сплошные поросята, птички, грибочки, цветочки... Деольховизация ширяевского искусства равна дегуманизации?

Нет, наоборот. Краски стали ярче, до поросячьего визга, контуры - чётче, колорит - гармоничнее, до райской идиллии. А вместо порой жутковатой женщины-вамп - идеально положительный герой (типа Христа) в облике мультяшного домашнего животного. Голубой кот Мурмур весело шагает по золотому фону. Голубой поросёнок обрёл точку опоры на изумрудном коврике под солнцем и розовым небом. И снится им не рокот космодрома - орнаменты, узоры, руны, глюки, зелёная-зелёная трава. И жизнь хороша, и жить хорошо. Кайф!

 

Забег в ширину

Поросёнок Федя ищет ручку записать телефон покупателя Михеева. Февраль 2007. Фото М. К.

 

Вместо Ольховой теперь раскручивает Ширяева фирма "Арт-Арсенал" (галереи на Карла Маркса, 56, и в ТД "Европейский"). Её представитель Натали Пышко в предбаннике на презентации сказала: "Это психоделическая живопись, психоделика". Куривший рядом Фёдор уточнил: "Расширение сознания".

И потом говорил примерно так: "Коньяк сужает сознание, а благовония расширяют. Ты начинаешь видеть то, чего никогда не видел. Это как сон, живой мир в другой существующей реальности. Там я то кот, то поросёнок. А Ольхова - Телец, она бежит и рогами бу-бух! Я уже год не пью, и пришло спокойствие, зрелость, пришёл позитив. Вятка, оказывается, нормальный, спокойный город, здесь хорошо работается. Бог всё-таки есть, он заставил меня сделать выставку. Пускай люди посмотрят мои картинки, задумаются и станут лучше, добрее".

Художник Александр Подшивалов присел на скамеечку и глубоко задумался. Вот ведь, говорит, Федя молодец, редкий мастер, ни на кого не похож, у него даже чёрный цвет играет завитушками, а мы (из группы "Авантаж") этого не умеем, не можем оторваться от реальности, от школы - умище-то куда деть?

Презентация проходила в федином непафосном духе: музычка, воскурение благовоний, чайная церемония. Заглянул и давний ширяеволюб Александр Михеев, коммерсант по стройдеталям типа тротуарных кирпичиков. Признался, что картина Ширяева с двумя котами и рыбкой уже несколько лет стимулирует его в минуты бессилия. Тут же сделал Феде предложение: назови цену, куплю всю экспозицию. Продать всё Фёдор отказался, но по частям - обещал подумать.

 

Это я - Федичка!

Объект Ширяева "Знатные горожане"

 

Золотой поросёнок - смысловой центр экспозиции. И картина в золотой раме, и инсталляция на пяти вазонах. Не для денег родившийся (как Маяковский в одноимённом немом фильме), он розовопушист, а потом нажрался, насвинячил, садомазохистом стал, предателем и фашистом. Блицкриг делать поехал - на мотоцикле втроём (объект "Свиньи!"), на танке с крестом (объект "Оккупант"). А в мирное время поросёнок - порядочный свинтус с рылом из пробки от кока-колы (объект "Coca-Cola") или гламурный персонаж, накопитель монеток (объект "Знатные горожане").

Сам Ширяев - по сути, розовый и пушистый, но законы промоушна заставили его надеть на презентацию модный блайзер и менять маски - то поросячью, то невообразимый женский парик, закрывавший лицо. Если раньше он определял свой стиль как "эволюцию от сюра с готикой к медитативному символизму-идиотизму", то сейчас, вишь ты, "расширение сознания". Маркетинг требует жертв!

"Жил-был поросёнок. Звали его Гитлер. И были у него: четыре ножки, хвостик, ушки и розовый, словно детское мыло, пятачок. Жил не тужил. И однажды узнал, что хозяин решил его погубить. Опечалился поросёнок, пошёл на кухню, выпил хозяйский самогон и запел:

- Закрой глаза и открой свой рот, чтобы не видеть, как льётся поток, алкоголя глоток.

Хозяйка услышала и завизжала:

- О, Mein Gott! Свинья напился!

Прибежал хозяин, увидел пустую бутылку и в ярости кинулся душить животное навозными руками. Поросёнок благородно хрюкнул и лягнул убийцу копытцами… Но тот выхватил из-за голенища топор и несколько раз поразил им смелого Гитлера в сонную артерию…

- Hitler kaput! - прожурчала урина".

Так гласит один из фединых текстов конца 90-х. Гитлер капут, но Федичка возродился - к жизни новой. Гул затих, он вышел на подмостки. Лепота, нирвана, парадиз. Ловит он в далёком отголоске мани-мани, крики "браво!", "бис!"…

 

Михаил Коковихин

Сборник текстов. 1996

 

 

Ширяев Фёдор Николаевич род. 28.06.1964 в Кирове. Окончил техучилище по специальности "художник-оформитель-витражист" (1984) и Академию Современного Искусства фонда Сороса. Автор сб. текстов "Золотой поросёнок" (Вятка, 1996) и "Кровавая Мэри" (Вятка, 1999). Член Профессионального Союза Художников России (местный глава - Анатолий Шабуров). Персональные выставки - в вятской М-Галерее (1993), в Московской высшей школе экономики (2000), в вятской галерее "Арт-Арсенал" (2006). Участник выставок галереи "Интер" и Музея Кошки (Москва). Работы - в частных коллекциях Европы и США, экспонировались в Лондоне, Амстердаме, Нюрнберге, Боготе. Пристрастия: женщины, кошки, Мариенгоф, Уорхол, Ницше, Том Вэйтс, Эйнштейн, Эйзенштейн, никотин. Интервью: "Бинокль" № 17.

 

 


"Вятская особая газета" 15.02.2007, № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz