Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Дети лейтенанта Рюрика

 

Худрук Борис Павлович закрыл сезон в Театре на Спасской премьерой своего спектакля "История одного города" по мотивам романа Михаила Салтыкова-Щедрина (пьеса Марии Ботевой)

 

Борис Павлович перед началом премьеры "Истории одного города" Слева - старший администратор Театра на Спасской Елена Звездакова. 6.07.2012. Фото М. К.

 

Как ни обустраивай Россию, получается, как всегда, котлован. Яма, в которую обрушиваются все мечты, госпланы, реформы. В таком - платоновском! - котловане и проходит действие нового спектакля Бориса Павловича. Роют землю и враждуют в поисках бригадира современные рабочие, но над котлованом сценограф Елена Авинова иронично повесила гигантскую старинную карту Руси - как знак того, что ничего здесь с давних времён не меняется: по Нестору Летописцу, земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, да и пойдите княжить и володеть нами по праву с роды своими…

Градоначальник Бородавкин (Геннадий Иванов) смахивает на императора Павла Первого. Фото С. Бровко

И они приходят из-под земли - самозваные дети князя Рюрика и лейтенанта Шмидта, череда воскресших градоначальников города Глупова: Дементий Брудастый, сиречь Органчик (Александр Королевский), и Василиск Бородавкин (Геннадий Иванов), Амалия Штокфиш (Елена Васильева) и Ираида Палеологова, она же Клементинка де Бурбон (Ирина Тимшина), Феофилакт Беневоленский (Владимир Жданов) и Пётр Фердыщенко (Анатолий Свинцов). Актёры школы Александра Клокова (лидера Театра на Спасской в 1980-2004 годах) играют по-крупному, один другого круче - за каждым ощущается биография и персонажа, и собственная, прожитая вместе со страной во времена застоя, перестройки, шоковой терапии и чекистско-бюрократического реванша.

Кандидатки в градоначальницы Клементинка де Бурбон (Ирина Тимшина, слева) и Амалия Штокфиш (Елена Васильева, справа) подкупают электорат спиртным. Фото С. Бровко из альбома Е. Авиновой ВКонтакте

Зритель смеётся, когда Амалия и Клементинка соревнуются в подкупе электората - тех самых рабочих - пивом, водкой и звонкой монетой (видимо, по 500 рэ, как в марте 2012-го на выборах в Кировскую гордуму): признаёте меня градоначальницей? Признаём! Демократ-говорун Беневоленский издаёт по закону в день, а народ требует хлеба, с голодухи поедая газеты и читая оттуда несъедобные слоганы. Доступное жильё - каждому гражданину! Реформа образования! Бесплатная медицина! Смех, аплодисменты.

Отец русской демократии Беневоленский (Владимир Жданов) поманил народ хлебом, но обманул. Фото С. Бровко
Градоначальник Беневоленский (Владимир Жданов) и народ (Алексей Хорев, Константин Бояринцев) едины! Фото С. Бровко
Беневоленский (Владимир Жданов) руководит Митей (Данил Русинов), На заднем плане слева направо: Николай Забродин, Алексей Красный, Александр Андрюшенко. Фото С. Бровко
Рабочие (Данил Русинов, Николай Забродин, Алексей Хорев) лоботомируют Брудастого с органчиком (Александр Королевский), Фото С. Бровко

Изобретательно сделан аттракцион с починённым органчиком: он вдруг начинает изрыгать фрагменты речей Ленина, Брежнева (уважаемый товарищ Хонеккер!), Ельцина (фразу-микс: дорогие россияне, я устал, я ухожу, с Новым годом!), Путина (все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, с утра до ночи, с утра до ночи, с утра до ночи). Зависшего пахаря рабочие испужались, а зал зааплодировал. Где там сын Рюрика с "Уралвагонзавода", угрожавший приехать на танке разобраться с бандерлогами?

Гидра контрреволюции из Нижнего Тагила (слева направо): К. Бояринцев, А. Красный, Д. Русинов, А. Трясцин, А. Хорев, М. Андрианов, Н. Забродин). Фото С. Бровко

К сожалению, бригада на премьере порой суетилась, стучала железяками по железу. Из всех рабочих запомнились разве что персонаж Данила Русинова - полублатным говорком и песней "Мама, забери меня обратно!", да герой Алексея Красного - тем, что его перманентно окунали в бочку. Масса безлика, да, народишко так себе (Достоевский: "Народ наш груб и невежествен, предан мраку и разврату, варвар, ждущий света"), но в симфонии хотелось бы расслышать каждый музинструмент. В этой драчке: кто ты такой? а ты кто такой? я бригадир! нет, я бригадир! - вдруг нарисовался труп рабочего, которого из-за безликости не жалко…

Выжившие в драке Абаевич (Александр Трясцин) и Митя (Данил Русинов) пытаются оживить труп (Александр Андрюшенко) и упавшего в обморок Ивашку (Алексей Красный). Фото С. Бровко
Градоначальник-чекист Фердыщенко (Анатолий Свинцов) допрашивает Михалыча (Михаил Андрианов). Фото С. Бровко

В спектакле звучит Вагнер, из увертюр к операм "Лоэнгрин" и "Летучий голландец". Знак приближения фашизма. И, наконец, приходит Фердыщенко, под сладкий фокстрот 30-х годов "В парке Чаир распускаются розы" включает настольную лампу в лицо: будем признаваться? Паяльник наготове. Атмосфера Большого дома на Литейном (здание ленинградского НКВД-КГБ и питерской ФСБ). Любитель фокстротов и роз уводит в постель балеринку Алёнку (Мария Кучикина), девушку героя Русинова. А в это время где-то там за сценой, в палаццо под Геленджиком, нервно курит в шпагате Алина. Шутка, оценочное суждение :)))

Начальник Фердыщенко (Анатолий Свинцов) уводит балерину Алёнку (Мария Кучикина). Фото С. Бровко

Всё утопить! А вы дустом пробовали? Химзащита в противогазах опрыскивает Россию. Белоленточники или опять варяги из Евросоюза? Полный финиш! Занавес?

Нет, кое-что бонусом. Грандиозо апофеозо - пришествие Петра Первого под фрагмент Фауст-кантаты Шнитке. Типа бал Сатаны, оно же танго Смерти (хореограф Ирина Брежнева). Поп с крестом (Распутин?), усатый с трубкой (Сталин?), некто с ботинком и в шляпе (Хрущёв?), абрек с калашом (Басаев?), горбун с цепью, плюс градоначальники-самодержцы-зомби. Ужас-ужас-ужас! Оживший музей восковых фигур (превосходны костюмы художницы Катерины Андреевой). Ужастик российской истории, грозящий повторяться циклично. Очередное пророчество нашего Нострадамуса! В духе теории циклов историка Александра Янова - и афоризма Джойса в "Улиссе": "История - это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться".

Танго Смерти из Фауст-кантаты Шнитке (слева направо): Фердыщенко, Распутин, Клементинка, Беневоленский (он же и Сперанский, и Анатолий Собчак, и Медведев), Сталин, Басаев, Хрущёв, Бородавкин (он же Павел Первый), Органчик, Пётр Первый. Фото С. Бровко
Парад высокопоставленных мертвецов под танго Смерти из Фауст-кантаты Шнитке (слева направо): Басаев, Органчик, Распутин, Амалия (она же Екатерина Вторая), Пётр Первый, Павел Первый, Клементинка, Хрущёв, Сталин, Беневоленский. Фото С. Бровко из альбома Е. Авиновой ВКонтакте. Видео танго Смерти

И ещё довесок. Сверху опускается макет здания, отдалённо похожего на Большой Кремлёвский дворец. В ночи светится одно окно. Тиран не дремлет? Большой Брат наблюдает за тобой! Потом окно гаснет. Слава врачам Чейну и Стоксу! Вот она, хоть слабая, но надежда! И на сцену выходят Никита Юрьич и Сан Саныч (губернатор и зам) с цветами. Дамокловым мечом - переписка с Навальным и кондопога в Демьянове. Аплодируют все!

В целом - яркое зрелище. Драматург Мария Ботева остроумно модернизировала Салтыкова-Щедрина, а режиссёр Борис Павлович креативно смонтировал аттракционы, скомбинировал знаки. Конгениально! Хорошо бы ещё укоротить зазор при внезапном срыве из реала в фэнтэзи. Крепитесь, Щедрин нам поможет!

 

Михаил Коковихин

 

Павлович Борис Дмитриевич род. 24.03.1980 в Ленинграде. Санкт-Петербургская академия театрального искусства, факультет драмискусства, кафедра режиссуры (мастер Г. Тростянецкий, 2004). Ставил спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Таллинна, Саратова и др. городов. Автор нескольких пьес и победитель конкурса молодых петербургских драматургов. Работал режиссёром Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге (2003-06). Преподавал основы актёрского мастерства в СПбГАТИ (2004-06). С 2006 - худрук Кировского ТЮЗа (Театра на Спасской). Руководитель драматической лаборатории в ВятГГУ с 2007 - см., например, о спектакле "Моя война" по пьесе Сергея Березина в "Вятской особой газете" и "Вятском наблюдателе" (с комментом-возражением Павловича). Советник губернатора по культуре с декабря 2011. Поставил на Спасской спектакли: "Ронья - дочь разбойника" Линдгрен (2006); "Собака на сене" Лопе де Вега, "Мифы Древней Греции" (2007); "Человеческий голос" Кокто, "Наивно.Супер" по Лу, "Тартюф" Мольера (2008); "Письма любви" Герни, "Маленький принц" по Сент-Экзюпери, "Толстая тетрадь" по Кристоф, "Дубровский" по Пушкину (2009); "Так-то да" Родионова, Денисовой, Курочкина, Мульменко, "Видимая сторона жизни" Елены Шварц (2010, отзывы Ирины Бойковой и Аси Волошиной в "Петербургском театральном журнале", Павла Руднева в "Страстном бульваре, 10", Александры Лейферовой в "Вятской особой"); "Алые паруса" по Грину, "Я (не) уеду из Кирова", "Сон в летнюю ночь" Шекспира (2011); "Убийца" Молчанова, "История одного города" по Салтыкову-Щедрину (2012). Поставил пьесу Максима Курочкина "Титий Безупречный" в питерском ТЮЗе им. Брянцева (2011). Жена Ольга, дочь София. Предпочтения: социалистические, православие, Арво Пярт, Егор Летов и пр. Публикации Павловича в "Петербургском театральном журнале" и пермском интернет-издании "Соль". Страница ВКонтакте: vk.com/boris_pavlovich. Сайт Театра на Спасской: ekvus-kirov.ru

 

Сокр. вариант: "Вятская особая газета" 12.07.2012, № 30

 

Выход на поклон (слева направо): Е. Васильева, А. Королевский, Е. Авинова, К. Бояринцев, М. Андрианов, Д. Русинов, А. Трясцин, М. Ботева, Б. Павлович, М. Кучикина, А. Андрюшенко, А. Красный, А. Хорев. 6.07.2012. Фото Т. Бушмелевой

 

Зампред Александр Александрович Галицких вместе с и. о. главы депкульта Сергеем Ириковичем Шашиным поздравляет создателей спектакля. Слева направо: А. Королевский, С. Шашин (идёт с букетом к Марии Ботевой), А. Галицких (дарит цветы Елене Васильевой), И. Брежнева, Е. Авинова (с букетом от Никиты Белых), А. Трясцин, М. Ботева, К. Бояринцев, М. Андрианов, Д. Русинов, Б. Павлович. 6.07.2012. Фото Т. Бушмелевой

 

Советник губернатора по культуре Борис Павлович перед началом премьеры пообщался с Никитой Белых и зампредом правительства Кировской области по культуре Александром Галицких. 6.07.2012. Фото М. К.

 

Никита Белых (справа) и Александр Галицких (второй справа) в первом ряду амфитеатра. 6.07.2012. Фото М. К.

 

Подарив цветы, Никита Белых и Александр Галицких аплодируют. 6.07.2012. Фото М. К.

 

Слева: Никита Белых и Александр Галицких поддержали овацию. Справа: Татьяна Мазур (замглавы депкульта) в очках и с планшетником. 6.07.2012. Фото М. К.

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz