Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Последний из кентавров


Эпоха психологического театра финишировала Александром Королевским

 

Александр Королевский в гримёрке. За спиной - последняя фотография его друга Александра Скубко. 19.10.2007. Фото М. К.

 

Эмблема Театра на Спасской - забавный конёк работы Кирилла Данилова - отсыл к спектаклю "Эквус", визитной карточке этого театра (конь на латыни equus). "Эквус - это я", - мог бы сказать Александр Королевский, исполнитель главной роли в давней постановке Александра Клокова (1988). Символ ТЮЗа на Спасской, Королевский служит здесь уже двадцать один год.

 

Полёт конём

 

Королевский в "Эквусе". 1988

Тогда, в перестройку, "Эквус" по Шефферу поразил всех. И не только первым появлением на вятской сцене обнажённой актрисы и живой лошади. Но и новым экзистенциальным героем - пациентом психиатрички Аланом, которого запредельно играл Саша Королевский (свежее лицо ТЮЗа). Когда он в едином порыве сливался не с партией, а с конём, мы, зрители, заражались верой в целостность самостийного человека и готовы были идти за этот идеал на баррикады.

Саша вспоминает: "В финале первого акта, когда Алан рассказывает под гипнозом доктору, как он летал на коне, у меня в первых спектаклях всё шло довольно бытово. И однажды Клоков сказал мне простую вещь: Моцарт - это для людей, но он - над ними, души их устремляются вверх и парят над землёй. Это так в меня попало! Именно этой изюминки-зацепочки мне не хватало. Благодаря ей мы сделали эту ключевую сцену".

Свободный полёт неоварвара над людьми совпал с приходом Ельцина к власти. Тогда Клоков поставил "Бесов" по Достоевскому (1992), где стихия своеволия выливалась в смерть. Королевский играл там Кириллова, решающего обрести полноту жизни путём самоубийства.

"При работе над Кирилловым я зачитывался Ницше. Какие это мучения - сделать шаг, победить смерть! "Я не боюсь умереть, я не боюсь умереть!", - а на самом-то деле страшно, он визжит, он такой слабый в этот момент, кричит: боюсь я, а-а! - и нажимает курок через страх. Это секундочка силы".

 

Королевский в "Над пропастью во ржи". 2001

Обезьянник № 6

 

Потом у Клокова возник "Сторож" Пинтера. Вот цитата из моей "рецензухи" в "ТДТ" (1993, май): "Вся эта клиника, естественно, не могла обойтись без Александра Королевского. В роли брата коровинского героя Королевский блеснул темпераментом садиста, наслаждающегося своей силой и властью над людьми. Под его руководством возникла шизофреническая сцена с сумкой: Королевский отбирает сумку у Свинцова, Коровин - у Королевского и отдаёт Свинцову, у которого снова отбирает Королевский - и так много раз".

Как видим, Саша в ту пору прочно ассоциировался с его героями, близкими к клинике и шизе. Актёрство не прошло бесследно. Под градусом он искал приключений: мог собутыльнику и в морду дать, и в ментовский обезьянник угодить. Как Саша вспоминает, усатый дежурный Первомайского РОВД его узнавал: "О! Ну-ка там, тихо! Тут артиста привели!"

"В ночном клубе "Джамбо" (бывшая "Проба" у Дома Советов) шоумен Виталик Гаврилов подрался с артистом Театра на Спасской Александром Королевским. Правда, сам Королевский в этом не сознаётся, но певший в ту ночь в "Джамбо" Иван Глухов божится, что под утро Виталик эпатировал Алика (Александра), и тот не стерпел: водкой - в лицо, удар, ещё удар, фингал, синяк, разбитая губа... Разборка вылилась на улицу. Сбылась голубая мечта Гаврилова: он попал в газету", - писал я в декабре 98-го в "Вятском наблюдателе".

Из-за подобных случаев Алик-Саша "завязал" с крепкими напитками (2000). Через год Клоков доверил ему роль тинейджера Холдена ("Над пропастью во ржи" по Сэлинджеру). Мающийся болью мира Холден стал любимой - после Алана - сашиной ролью, но когда через пару сезонов артист забыл поддеть под холденовское одеяние специальную майку, у него на спектакле вылез живот. Дети в зале - хохотать, а Королевский сказал потом Клокову: "Больше "Над пропастью" не играю".

 

Зилов - это мы!

Королевский с женой Еленой Васильевой в "Утиной охоте". 2006

 

И тут пришёл Зилов, интеллигент, чья "жизнь проиграна" и для кого "настали последние времена" ("Утиная охота" Вампилова, 2006). У Королевского Зилов становится мятущимся хамом не только из-за удушающей атмосферы при Брежневе и Путине, но и в силу космических причин, где железобетонные законы мироздания не оставляют человеку свободы воли. От отчаянья он вопит и садится в ладью Харона, чтобы плыть в страну мрака. Полный финиш всего: интеллигенции, театра Клокова, эпохи травоядного тоталитаризма и пр.!

Я после прошлогодней июльской премьеры под впечатлением от Зилова-Королевского надолго ушёл в депрессию и даже вызвал кого-то на дуэль. А Саша сыграл Зилова ещё раз (весной 2007-го). А его напарник по роли - Владимир Жданов - раз пять. Всё в Саше бунтовало: "Я эту роль чувствую. Мне дорог настоящий психологический театр, когда на сцене не обезьяньи морды, на которых мимикой изображаются боль и радость, а чтобы всё это было внутри актёра, и лицо его пусть будет спокойное. Мне нужно, чтобы зритель понимал не из текста или гримас, а от энергетики моей души, что творится с человеком".

Но всё уже в прошлом. Зилова Саша считает своим последним шансом (упущенным). Новый худрук Борис Павлович далёк от психологического театра, ему ближе "театр формы". В будущем спектакле "Мифы древней Греции" он уготовил Королевскому роль Аида (бога подземного царства мёртвых). Саша смеётся: "Вакха бы мне!"

Через четыре года у него - пенсия (по выслуге 25-и лет как актёру ТЮЗа). А пока он, по его словам, "перешёл на качественно новый уровень" - делает корпоративные праздники "под ключ" (для строителей, продавцов чайников, сельхозакадемиков, ВИПов и им подобных). Сам сочиняет весёлый сюжет с песнями, плясками, фокусами, змеями, огненными аттракционами и фейерверками, сам конферансирует. Приглашал и Анжелику Варум "с мужем её (забыл фамилию)" попеть на свадьбе в "Шинке". Получает на порядок больше, чем в театре. И по-прежнему прирабатывает Дедом Морозом.

А 30 сентября из охотничьего ружья застрелился его близкий друг - актёр Александр Скубко. Прославившийся в драмтеатре как первый герой-любовник города, он в 90-м ушёл в бизнес, но после дефолта разорился и сломался. Пил пиво на балконе и спускался вниз в халате и тапочках - в ларёк. Королевский: "У него была обнажённая душа. Метался: почему не получилось? С этого начинается Зилов. Когда Сашка ушёл, мне казалось, будто душа его ходит здесь и просит помощи. Куда он её загнал? Где он будет? От этого страшно, это жутко рвёт всё внутри..."

 

Монолог под занавес

 

Королевский на презентации выставки ню Анатолия Пестова (на фоне художников Нелли Зубаревой и Николая Жолобова). 2008

- Мне 45 лет. То, что у меня нет звания, наплевать. Главное, что я перед совестью чист. В зад никого не целовал, никогда этого делать не буду, и отношение у меня к этому рвотное. Я согласен творить совместно, но за рамками творчества не хочу подчиняться. Не хочу от власти ничего. Мне позвонили, чтоб сфотографировался для уличного баннера со слоганом "За нас голосуют достойные!". Я отказался. У меня внутри - отторжение ко всем партиям. Особенно к правящим.

Диктатуры, конечно, боюсь - по ощущениям от книг Шаламова. Человека могут растоптать как личность, если он не нравится. Попал однажды на карандаш, и потом с ним можно делать что угодно: бить палкой по голове в подъезде и прочее.

У меня мать - интеллигент до мозга костей. Ругается матом, но её отношение к людям - всепрощение, любовь. Я всегда говорил, что людей не люблю, но это слова, а на самом-то деле у меня за людей душа болит. Тяжело видеть: вот большая-большая страна, и абсолютно униженные люди управляются маленькой горсткой "элиты", как стадо. Это жуть. Что творится на телевидении, особенно на центральном! Душа уничтожается целенаправленно - человеком малокультурным, бездушным, у которого материальное превалирует над остальным, то есть главное, чтоб народу - хлеба, ну и зрелищ таких, что ниже некуда. Опущенными людьми удобнее управлять. Кусок хлеба - в рот! - и накормили. За заботу - спасибо большое!

 

Михаил Коковихин

 

Королевский Александр Викторович род.19.08.1962 в с. Новая Порубёжка Саратовской обл. в семье совслужащих, чьи предки переселились с Западной Украины. Саратовское театральное уч-ще (1986). В перестройку вышел из ВЛКСМ, перестав платить взносы. В Кировском ТЮЗе - с 20.10.1986. С 1987 живёт со второй женой - актрисой Еленой Васильевой. Дочь Настя - 5 лет. Дочь Маша учится на тележурналиста в Москве. Сын от первого брака - Евгений, менеджер оптовой базы в Саратове. Внучка Валерия. "Жигули" 14-й модели. Пристрастия: В. Соловьёв, Ницше, Пушкин, Пастернак, "Мастер и Маргарита", Шаламов, цикл Бушкова про пиранью, Дина Рубина, Довлатов, Воннегут, Кизи, "Сплин" (слушает в машине), подводная охота. Пьёт только пиво под "волчок" (мороженого сома, подстреленного самим). Не курит с 1996.


"Вятская особая газета" 25.10.2007, № 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz