Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Ну, артист!

 

Вячеслав Лысенков не преуспел в бизнесе, зато преуспел на сцене

 

Вячеслав Лысенков в зеркале своей гримёрки. 24.10.2008. Фото М. К.

 

Его энергия бьёт через край. Из театра он всё время рвался в коммерцию, но как русский мужик быстро спускал заработанное - и возвращался к полуразбитому корыту. От каких только режиссёров ни ушёл! И от Подольского, и от Степанцева, и от Клокова с Ишиным. И вот недавно вернулся в родной драмтеатр - к Жетинёву и Соболеву. И те приняли его с распростёртыми, ибо Слава Лысенков - прирождённый артист, каких на Вятке ещё поискать. Ему бы играть Счастливцева и Несчастливцева в "Лесе" Островского! .

 

Звёзды зажигают утром

 

Слава вырос на самой бандитской улице Перми - улице Леонова. Сына глухонемые родители особо не воспитывали, и науку побеждать пришлось осваивать в драках, уличных войнах, играх с мячом и шайбой. С восьми лет играл в детской футбольно-хоккейной команде, а с седьмого класса - в театральной студии. Когда после школы на перепутье встал выбор: куда пойти - в спорт или в театр, Слава выбрал второе.

В "Щуке" сказали: возьмём, приходи после армии. Лысенков ждать не захотел и двинул в Свердловский театральный институт - в первый набор. В армии он всё-таки отслужил - перед последним курсом, но в Москву уже не вернулся: худрук Михаил Салес пригласил его - с группой сокурсников - в Кировский драмтеатр (1988). Здесь и завис Вячеслав на долгие годы, если не навсегда...

В дебюте Салес ввёл Лысенкова в свой спектакль "Звёзды на утреннем небе" - на роль милиционера, крышевавшего проституток. Так и повесили на Славу роли орущих героев, что ему крайне не нравилось. Хотелось уйти от складывавшегося "амплуа". И тогда Вячеслав вместе с актрисой Еленой Одинцовой "замутил" на малой сцене спектакль "Дрянь" (по пьесе Марианны Яблонской "Плюшевая обезьянка в детской кроватке"). Понял Салес, что Лысенков может играть и тонкую психологию, - и дал роль Эбина Кэбота в драме Юджина О'Нила "Страсти под вязами". Диапазон артиста расширился.

В те бурные годы Слава проявил себя "застрельщиком перестройки". На собрании его выбрали комсоргом, и он тут же поставил вопрос ребром: а нам это надо - кормить взносами аппарат? Не лучше ли вообще распустить комсомольскую организацию театра? Проголосовали единогласно. Худрука Салеса песочили потом в обкоме партии, но все претензии Слава отбил: Михал Абрамыч, у вас, коммунистов, - свои дела, у нас, комсомольцев, - свои, в чём же дело? В общем, оторвал комсомол от партии и ликвидировал - вполне в духе горбачёвской эпохи (1989).

Сам Ельцин, бывший тогда в опале, жал Славе руку - на гастролях драмтеатра в Риге, где молодые артисты под руководством Лысенкова нашумели юмористической программой "Чёрт-те-шоу". Зал рижского Русского театра на их шоу лежал! Ельцина Лысенков поддерживал и в период путча 91-го...

 

Без калькулятора в голове

"Зойкина квартира". Аметистов - Вячеслав Лысенков. Зоя - Наталья Исаева. 1997

 

"В дверях Дворца гостей встречал не заурядный швейцар, а сам Вячеслав Лысенков - переводчик Гёте и актёр Вятской Драмы, широкоизвестный по ролям жандармов, ментов, зэков, а также покойника в "Услышь меня, Господи!". Только что он примчался с премьеры "Всё в саду" (трагифарс Эдварда Олби в постановке Владимира Подольского), где блестяще сыграл коммерсанта, сдавшего свой дом под бордель. А в ночном клубе "Астрим" у Вячеслава похожая роль - директор-распорядитель (по совместительству с театром). Вот это жизнь: актёр по целым суткам не выходит из образа!" (ТДТ, 1993, № 8).

Это цитата из моего репортажа в начале гайдаровских реформ. Шоковая терапия коснулась и Славу: в театре платили гроши, и он ухватился за предложение директора торгового дома "Астрим" Александра Кулахметова организовать дела в фирменном ночном клубе. Привлёк первую жену Юлю (будущую супругу художника Олега Осминина) для оформления зала в ДК "Авитек", "девчонок" из Кировского культпросветучилища для стриптизу, вернее, танцев топлесс у шеста (Слава жил тогда в общаге КПУ). Провёл презентацию - и года три жил в конце недели так: ночью работал в клубе, утром пару часов спал, потом в театр на репетицию, опять спал, вечером играл в спектакле - и снова в "Астрим".

"Чио-чио-Саня". Вячеслав Лысенков - в центре. 1997

"Денег было лом, - вспоминает Лысенков. - Я их тратил на друзей, на всех, направо-налево. Дурак! Мне бы тогда теперешние мозги - завёл бы своё дело. Потом в клубе начались разборки с казанскими, доходило до драк и киданья гранат. И я ушёл".

В общем, русский бизнес: заработать море - и выпить его. К тому же, Лысенков не Абрамович, калькулятора в голове нет. Художественная натура, широкая русская душа. Артист! Почти что авантюрист Аметистов в булгаковской "Зойкиной квартире" (1997, постановка Евгения Степанцева). В этой роли Слава, по сути, играл самого себя - коммерсанта, с поправкой на Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова ("12 стульев" Марка Захарова). За Аметистова коллеги присудили Лысенкову премию "Удача года".

После дефолта взялся было за продажи в буфетах драмтеатра, оформил документы, но набившийся в компаньоны актёр Паша Исайкин, по словам Славы, его "сожрал: отобрал буфеты, он такой - по костям пойдёт".

Потом Лысенков писал худруку Степанцеву четыре заявления об уходе - рвался на волю, в бизнес: "Конфликта со Степанцевым не было, просто надо было кормить семью". С уходом Славы в репертуаре рухнуло пять спектаклей с его главными ролями ("Чио-чио-Саня" и "Ревнивая к себе самой" Виктора Регурецкого, "Мужчина для женщины" Владимира Злобина, "Зойкина квартира" и пр.).

 

Шаланды, полные капусты

 

Восемь лет он был вне драмтеатра. Зарабатывал в рекламе. За сто баксов снялся в ток-шоу Нагиева "Окна" на ТНТ - в качестве "подставы", изображая мужика, скандалившего с женой, которая кормила его блинчиками со спермой (потом в Кирове Славу замучали звонками: ты чего, с женой развёлся?). Подвизался в тюзе (Скотинин в "Недоросле" Вячеслава Ишина, священник в "Ромео и Джульетте" Александра Клокова). Конферансировал концерты филармонической бригады. Порывался обратно в родной театр, да Исайкин, ставший директором, не пускал, гад.

"Недоросль". Скотинин - Вячеслав Лысенков (справа). Простаковы - Татьяна Махнёва и Владимир Жданов. 2002

 

"Свои люди - сочтёмся!". Большов - Лысенков. 2008

И вот - Исайкин уволен, Лысенков принят. И сразу - главная роль: купец Большов в драме Островского "Свои люди - сочтёмся!" (режиссёр Игорь. Жетинёв). Играет Слава мощно и страстно: тема предательства и рейдерства со стороны компаньона волнует его не на шутку. При желании в банкротстве всесильного Большова можно усмотреть и фиаско Ельцина, кинутого втёршимся в доверие преемником...

Но Лысенков одобряет и поддерживает план Путина: "Мне нравится, что Медведев - нормальный русский мужик и что за державу так по-русски разговаривает. В 90-е годы нас унижали: не страна была, а клоака. А сейчас мы поднялись, и нас уважают. Если он говорит, что, не дай Бог, на нас палец кто поднимет - мы его отрубим на фиг, то это нормально. Медведев давно Путина в этом смысле переплюнул!".

Чувствуется, что Слава питается пропагандой в телеящике, а не информацией в интернете. На вопрос об отношении к разгрому НТВ и ЮКОСа отвечает: "Я не совсем в курсе", - а про отсидку Ходорковского говорит: "Я в это не врубался". Актёру хватает своих забот. К примеру, пройтись "чёсом" по новогодним ёлкам в костюме Деда Мороза - и заработать во много раз больше, чем в театре, и заплатить долг по квартирным счетам за год...

И Вячеслав берёт гитару, лиричным голосом поёт неофициальный гимн Свердловского театрального: "Снег на улицах искрится, / Снег на лицах, рукавицах. / Арлекин читает прозу. / У Пьеро от счастья слёзы. / Все нашли своё призванье. / Тихо в зале ожиданья...". И все биндюжники вставали...

Как шутили в Бухенвальде: каждому - своё.

 

Михаил Коковихин

 

"Свои люди - сочтёмся". Большов - Лысенков. 2008

 

 

 

 

 

Лысенков Вячеслав Николаевич род. 12.07.1965 в Перми в семье глухонемых. Окончил Свердловский театральный гос. институт (1988). Служил в Чебаркуле и ГДР (1985-87, командир БМП, сержант). Актёр Кировского облдрамтеатра (1988-2000 и с 2008-го). Директор-распорядитель ночного клуба "Астрим" (1992-95). Работал 8 месяцев в Кировском ТЮЗе (2002) и три года в филармонии (2000-е). Беспартийный. Крещёный. Живёт в двухкомнатной квартире у магазина "Мечта" с женой Татьяной (костюмер драмтеатра) и дочерями Сашей (10-й класс) и Дашей (3-й класс). Пристрастия: Булгаков, Дюма, Достоевский, советская эстрада, классическая музыка (кроме Шостаковича), Босх, Шагал, Марк Захаров, Евгений Леонов, Евстигнеев, футбол, работа с деревом, сбор грибов, хорошая ("недешёвая") водка, пельмени с хренодёром, солёные рыжики, крепкий "Альянс".

 

 

 

"Вятская особая газета" 30.10.2008, № 43

 

 

 

 

 

Мы победим! 2008

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz