Р убрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Арлекин в театре Карабаса

 

29 января 2014 года на семьдесят втором году жизни скончался бывший главный режиссёр Кировского театра кукол, заслуженный артист России Вадим Анатольевич Афанасьев

 

Вадим Афанасьев с персонажем его спектакля "До третьих петухов" по Василию Шукшину. 1978. kirovkukla.ru

 

Он работал в старом здании Кировского кукольного - на углу Карла Маркса и Дрелевского (ныне Спасская). С 1960-го монтировщиком сцены и актёром, а с 1974 года - главным режиссёром (после учёбы у Сергея Образцова на Высших режиссёрских курсах при ГИТИСе). Всего тридцать девять лет - до своего преждевременного увольнения в 1999-м. В целом Вадим достойно продолжил дело отца - легендарного кукольника Анатолия Афанасьева, чьё имя уже в наши дни присвоено театру.

 

Посадил дед репку

 

Каких только сказок ни поставил Вадим Анатольевич! И про Алёнушку с Бабой Ягой, и про Айболита с Бармалеем, и про Буратино с Карабасом-Барабасом, и про Братцев Лиса и Кролика с дядюшкой Римусом, и про летающих крокодилов, козу лупленую и прочих братьев наших меньших. И всегда в спектаклях присутствовал некий назидательный урок.

Вадим говорил: "Главное для меня, чтобы пьеса не просто развлекала, но и воспитывала… Именно в такой последовательности: сначала обрадовать, а после научить. Однажды пришло в театр кукол письмо. Бабушка благодарила за воспитание внучки, писала, что никак не могли приучить девочку чистить зубки перед сном, но когда она посмотрела наш спектакль "Репка", то сама попросила зубную щётку! А мы всего-то вставили небольшой эпизод про мышек, которые любили чистить зубы".

Но высшими достижениями Афанасьева стали спектакли для взрослых - "До третьих петухов" по Шукшину (1978), "Женитьба" по Гоголю (1987), "Пристанище" по Бартеневу и сказам Шергина (1990) и некоторые другие. Там Вадим задействовал и кукол, и реальных артистов ("игра в живом плане"). Запомнилось, например, как в "Женитьбе" актёр Марк Рубин в роли Яичницы печально-безнадёжно бродил среди кукольных и живых персонажей (да так потом и уехал за счастьем в Израиль). А в "Пристанище" сам режиссёр выступил на сцене как актёр.

Лучшие спектакли Вадима оформляла художница Марина Зорина, но потом соавторы устали друг от друга, и Марина уехала в Нижний Новгород. Зато возник творческий тандем с художницей Любовью Борисовской из Самары. С ней главреж сделал "Айболит", "Солдат, купец и черти", "Что случилось с крокодилом". Первые два до сих пор в репертуаре Кировского кукольного.

В молодости Вадим Афанасьев (слева) поучился у главного кукольника СССР Сергея Образцова (в центре). Второй слева - замначальника облуправления культуры Евгений Деришев. Всесоюзная творческая лаборатория кукольных театров. Киров, 1982. kirovkukla.ru

 

Мышка хвостиком махнула

 

"Я устал, я ухожу", - сказал Ельцин под Новый год. А за три месяца до этого "ушли" Афанасьева. Директор Майя Лабунец волевым решением устранила застарелый конфликт, возникший у главрежа с дирекцией и коллективом. Много тогда перемыли косточек Вадиму, в том числе по поводу пресловутой "рюмочной имени Афанасьева" на углу Герцена и Карла Маркса.

"После всего, что мной прожито в театре, я этого не ожидал: мне оставалось до пенсии два с лишним года", - сетовал тогда Афанасьев в интервью мне ("Вятский наблюдатель" № 46 за 1999 год).

Пролечившись в диспансере, отдохнувший и "завязавший", он в начале нового века вынашивал планы о камерном "театре дяди Вади". Но в нулевые годы к власти пришли серые, похожим образом уволили и другую яркую личность - замглавы депкульта Евгения Деришева, выдавили из театра кукол главрежа Владимира Злобина

Вадим Афанасьев сыграл с Хрюном Моржовым (справа) и Степаном Капустой (слева) в капустнике на праздновании 65-летия Кировского театра кукол. Фото Михаила Грехова ("Вятский наблюдатель" № 44 за 2001 год)
"Дуняшка" - местная патриотика от Вадима Афанасьева. 2009. kirovkukla.ru

 

И вытянули дымку

 

Однако в 2009-м Вадиму Афанасьеву удалось-таки поставить в новом здании кукольного свою (в соавторстве с Н. Ильиной) пьесу "Дуняшка" - о зарождении дымковской игрушки, о победе добрых сил над злыми (оформление Татьяны Коршуновой). Получилось весьма патриотично: "Лишь на Вятской на земле / Так могло случиться, / Что смогла простая глина / В сказку превратиться…". Наградой - премия местного Союза театральных деятелей "Удача года" и диплом Международного фестиваля театров кукол "Ковчег" (Киров, 2011). "Дуняшка" стала лебединой песней режиссёра. Задуманная же постановка "Сказки о Попе и работнике его Балде" Пушкина натолкнулась на непреодолимые силы…

Вадим Афанасьев и Марина Зорина на фестивале театров кукол "Вятка - город детства". Киров, 2012. vk.com

 

Парадный портрет последних лет. kirovkukla.ru

Ещё при его жизни Марина Зорина говорила: "Это чистопородный, прирождённый кукольник, у него невероятная, потрясающая фантазия. К каждому спектаклю он придумывает столько театральных трюков, столько фокусов, что их с избытком хватило бы на несколько постановок. Причём он знает, как конкретно осуществить идею и нередко делает это своими руками".

Режиссёр-самородок. Весёлый, неунывающий, отзывчивый человек…

 

Михаил Коковихин

 

"Вятская особая газета" 6.02.2014, № 4

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008