Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Сюрреалист в сюрплясе

 

Главрежу театра кукол Владимиру Злобину не везёт в последнее время на начальников

 

Владимир Злобин как член партии играет и курит по правилам. 20.09.2008. Фото М. К.

 

Его карьера двигалась зигзагами. Ученик Марии Кнебель (наследницы идей Станиславского), Злобин много лет работал с театрами драмы на периферии. Считался "крепким" профессиональным режиссёром, но слава не гналась за ним по пятам. Понадобилась четырёхлетняя пауза, чтобы переключиться на кукольный театр, где Владимир смог синтезировать и игру артистов, и "игру" кукол. И тут-то и произошло: успех у знатоков, фестивали, лавры и литавры. И, как всегда, палки в колёса со стороны профанов. Но сейчас, как в песне, "всё позади - и КПЗ, и суд", и главный режиссёр, полный сил, выходит на большую - свободную - дорогу.

"Эти свободные бабочки". Дон (А. Филиппов) и Джил (Е. Жукова). 1998

 

Вот новый поворот.

Взлёт или дефолт?

 

Режиссёром он стал случайно: не поступил в училище на художника - и пошёл в "культпросвет" к театральному педагогу Геннадию Зайцеву. Первые лавры (Всесоюзных смотров худсамодеятельности) снискал за постановку спектаклей "Ночь после выпуска" по Тендрякову, "А зори здесь тихие" по Васильеву, "С думой о России" по Тургеневу - в народном театре ДК Шинников…

Параллельно дважды в год ездил в Питер - в режиссёрскую лабораторию Зиновия Корогодского, лидера Ленинградского ТЮЗа. А потом решил набраться премудрости из первых рук, то есть у той, которая учила и Корогодского, и Товстоногова, и московско-вятских Степанцева с Клоковым, - у Марии Иосифовны Кнебель, профессора ГИТИСа. Её "метод действенного анализа" привёл потом Злобина в лоно "поэтического игрового театра".

"Эти свободные бабочки". Мать Дона (М. Карпичева) и Джил. 1998

В этом духе Владимир удачно поставил в Кировском ТЮЗе "Журавлиные перья" (1987), пьесу Дзюнзи Киноситы по мотивам японской сказки про девушку-журавля, преданную любимым человеком, погнавшимся за наживой. Потом, после странствований по театрам России, у Злобина опять же в нашем ТЮЗе (на Спасской) сложился спектакль "Эти свободные бабочки" (по Леонарду Гершу, 1998) о процессе инициации слепого юноши. Критики тогда иронизировали, что режиссёру не удалось вырваться из клише бродвейской мелодрамы и добраться до высот "Слепого музыканта" Короленко или "Как закалялась сталь"…

И грянул кризис. Дефолт. Злобин по инерции ещё чего-то ставил (в Рязани и Тольятти), но душа потребовала творческой паузы. Когда пришёл Путин, у Владимира родился сын Семён. Пришлось делать деньги - года четыре перегонять в Россию иномарки из Голландии, навещая поселившуюся там бывшую актрису Кировского ТЮЗа Ольгу Булычёву.

Заработал на Nissan - жена Лариса колесит на нём в своём Котельниче, а Злобин наезжает туда электричками по выходным. Собрался было покупать квартиру в Кирове, но и тут облом: человек, которому дал в долг шесть штук баксов, умер. Так и завис теперь наш герой в общаге колледжа культуры - в отрыве от семьи.

 

Гулливер в стране лилипутиной

 

"Ты кто? Я знаю тебя!". Дед (А. Татауров), мать (Н. Стрижак) и сын (В. Хлопов). 2004

Хорошо, что ко второму сроку Путина директор кукольного Геннадий Зайцев пригласил Владимира Васильевича главным режиссёром. Да и сам Злобин понял, что без театра - ну никак. Замахнуться в первой постановке на самого Андрея Платонова - это был риск, но риск оправдался. Четыре рассказа и повесть "Река Потудань" Злобин скомпоновал в спектакль "Ты кто? Я знаю тебя!". Артисты играли "вживую", без ширмы, манипулируя вырезанными из дерева уменьшенными копиями своих героев, а в глубине сцены глюками проплывали гигантские петух, рыба и металлический "рыбий" скелет смерти (художник Любовь Борисовская).

Юрий Евдокимов в роли юродивого Тристана. "Тристан и Изольда". 2006

Пронзительный язык Платонова, его фантастичная философия в духе "воскрешения отцов" Фёдорова соединились здесь с сюрреальными образами сновидений. Явь и грёзы, текст и подтексты, люди и куклы - эта фирменная гремучая смесь Владимира Злобина рванула и в "Тристане и Изольде" (2006).

На сцене было устроено что-то вроде средневекового театра марионеток, среди которых живой артист в роли Тристана, как Гулливер в стране лилипутов, казался великаном - "настоящим человеком". В древней кельтской легенде о рыцарской любви до гроба и за гробом обнаружилась - под взглядом постановщика - масса мыслей: о подлинном и неподлинном, о "полной гибели всерьёз", о зарождении искусства из мифов (типа "жизнь после смерти")…

Спектакль по Платонову удостоился "Бронзового Витязя" на Международном форуме "Золотой Витязь" (руководимом Николаем Бурляевым), а "Тристан и Изольда" - премии местного СТД "Удача года". Всё складывалось, но неожиданно Владимир Васильевич поссорился с Геннадием Григорьевичем (Зайцевым). Причина: директор поставил три не самых удачных спектакля, а главреж запретил ему дальнейшие постановки. Возник конфликт. На мой вопрос: "Правда ли, что вы подрались?", - Злобин ответил: "Нет. Слухи о том, что я дебошир и пьяница, распускают те, кому это выгодно".

 

Изыдьте, профаны!

 

Тем не менее, Зайцев ушёл на пенсию, а на его место глава депкульта Владимир Микрюков (специалист по телеконцертам самодеятельности) назначил Елену Павлову (социального работника). И та, не посмотрев ни одного спектакля Злобина, уволила его - такого-сякого, "конфликтного, некассового".

Светлана Дербенёва. 2007
Елена Павлова. 2007

Уволила и замдиректора Светлану Дербенёву, единомышленницу главрежа. Понадобились полтора года судов с угрозой дисквалификации Павловой за грубейшие нарушения трудового законодательства, чтобы восстановить Злобина в должности. Затянув последний суд с помощью трёхмесячного больничного, в сентябре 2008-го Елена предпочла уйти по-тихому - по собственному желанию…

Мастер временно победил, но система всевластия чиновников над культурой (то есть волюнтаризма дилетантов) осталась. Я мечтаю: вот если бы ввести в театре единоначалие, как у Марка Захарова в Ленкоме! Назначить Злобина директором, тогда он обновит устав, переписанный Павловой под себя, и прочее. А пока что главреж по-прежнему в мандраже: кого-то над ним назначат? Кто будет навязывать ему свои вкусы?

Сейчас, в начале театрального сезона (2008/09 годов), Владимир Васильевич выбирает: что поставить в первую очередь - "Слон в темноте" (по суфийским притчам) или "Журавлиные перья"? Советую первое - про то, как по улицам слона водили, и каждый слепой на ощупь определял, каков он, этот слон: длинный и шершавый, как хобот, или тонкий, как ухо, или толстый, как слоновья нога. "Да, сегодня это актуально, - говорит Злобин. - Все хватаются за частности, а целиком картина быстро меняющегося мира не даётся: люди зашорены. И моя задача - убрать шоры, помочь увидеть, как всё на самом деле".

- А кто на самом деле Вы?

- Я очень сомневающийся, робкий человек, и моя бравада - это прикрытие, я всегда тяжело работаю, чтобы докопаться до истины, до правды, до серьмяги, до какого-то "живья"…

 

Михаил Коковихин

Владимир Злобин в кабинете главрежа Кировского театра кукол. 2005

 

 

Злобин Владимир Васильевич род.13.06.1953 в Котельниче в семье медсестры и служащего банка. Окончил Кировское культпросветучилище (1972), театральное уч-ще им. Щукина (1980, заочно, реж. драмы) и ГИТИС (1985, дневное, курс М. Кнебель). Преподавал в Кир. культпросветуч-ще (1978-80), руководил народным театром ДК Шинников (лауреат пяти Всесоюзных смотров). Главреж драмтеатров в Кемерове (1988-91) и Дзержинске Нижегородской обл. (1994-95). Ставил в Кирове: "Журавлиные перья" (1987) и "Эти свободные бабочки" (1998) в ТЮЗе, "Мужчина для женщины" (1997) в облдрамтеатре. Главреж Кировского театра кукол с 2004. Руководит режиссёрским курсом в филиале Пермского ин-та культуры с 2005. Православный. Член ЕР с 2005. Живёт в Котельниче, ночует в общаге Кир. колледжа культуры. Жена Лариса - воспитатель детсада, сын Илья - механик на Ямале, Семён - школьник. Пристрастия: Достоевский, Чехов, Хайдеггер, Кьеркегор, Шестов, Николай Фёдоров, Анатолий Васильев, Эфрос, Вебер, минималист Владимир Мартынов, маньеристы, старые голландцы, Попков, водка, Camel, Saint George lightes.

 

 

"Вятская особая газета" 25.09.2008, № 38

 

P.S. Злобин выбрал тогда для постановки "Журавлиные перья", но при новом директоре Василии Пырегове спектакль до премьеры не дошёл - и творческий простой главрежа продолжился ещё два сезона. А в июле 2010-го Пырегов уведомил Злобина о сокращении его должности. Перипетии см. в "Вятской особой газете": "И щуку бросили в реку", "Перебор на стационаре", "Ощупью в закулисье", "Мчатся куклы рой за роем".

 

Приложение. Фотографии Владимира Трапезникова со спектакля Владимира Злобина "Тристан и Изольда" (2006)

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz