Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Органистка Дарья Мееркова
Органистка Дарья Мееркова
В органном зале поет Тамара Воробьева
В органном зале поет Тамара Воробьева
Недолго музыка играла?
Ответ Михаилу Сопову
(«Город Киров - лучше всех?», «Бинокль» N 17)

В одной из вятских газет промелькнула забавная информация: в рамках «Культурной столицы Поволжья» прошел песенный фестиваль «Вятские зори». Неужели прав М.Сопов, утверждающий, что шапка «Культстолицы» нам не по плечу и музыкальную атмосферу города определяет самодеятельность?

Марш энтузиастов

А так ли она плоха? В последнее время грань между профессиональным и самодеятельным становится тоньше и за профессионализм зачастую приходится платить скукой. Работая в хореографии, я с ужасом иногда замечаю, что энтузиасты, занимаясь искусством не как профессией, могут пристыдить профессионалов.

Конечно, и самодеятельность пестра. Полупрофессиональный оркестр Кировского училища искусств невозможно слушать без бананов в ушах. Вполголоса играть они не умеют, полагая, наверное, что чем громче, тем лучше, - по примеру маленького героя одного из сюжетов «Ералаша»: «Неужели Карузо поет громче меня?»

Слышали вы когда-нибудь, как занимаются эстрадники? В закутке коридорчика училища - три-четыре различных инструмента, каждый играет свое, какофония невообразимая. После такого - ниже форте они просто не слышат.

Вятские зори для инфузорий

Если говорить конкретно о музыке и музыкальной культуре, то ведущая роль принадлежит здесь филармонии. Или должна принадлежать. У нас - огромный зал, один из лучших среди провинциальных филармоний страны, энергичный предприимчивый директор Юрий Махнев, но один в поле не воин. В нынешних финансовых условиях филармония может превратиться во что-то совсем другое: например, «Вятским зорям» с их доморощенным самодеятельным уровнем самое место во дворце культуры или областном доме народного творчества, но никак не на сцене филармонии.

Можно ли представить в Большом зале Московской филармонии (да и Петербургской) что-нибудь подобное? Ни попсу, ни даже гармонь с балалайкой не пустят туда никогда. Филармония должна быть эталоном академической, то есть классической, музыки, стать заслоном для контркультуры и дилетантизма.

Реальность заставляет давать коммерческие концерты, сдавать зал в аренду, и здесь важно не опустить планку. Культуру воспитывает спланированная работа, в частности, система абонементов. И такая деталь, как реклама. Занимаются ею неумело и неохотно, а какая радость артисту играть в полупустом зале?

Дирижер - тоже человек

Относительно симфонических вечеров. Не думаю, что дирижер Валерий Раевский отбирает лавры у конферансье (как утверждает Сопов). Другое дело, что музыковеды бывают обстоятельны и скучны, а публика приходит слушать музыку, а не наукообразные изыски. Но филармонические концерты ведет классный музыковед Галина Тарасова, которая умеет быть интригующей, она увлекает рассказом, а это необходимо при восприятии сложных сочинений.

Раевский уверяет, что говорить о музыке можно лишь тогда, когда сам ее исполняешь. Резонно. Хотя дирижер, как известно, не играет ни на одном инструменте оркестра (шутка). Как говорят слушатели, концерты нашего симфонического привлекают именно словом дирижера. Он умеет, как мне кажется, говорить без пустот, шубертовских длиннот и по сути.

Вятская публика особенно любит симфонические вечера, они и прежде были посещаемы, когда дирижировал Дорфман или Паверман. Что же касается профессионального мастерства Вятского симфонического, то он возрос, конечно, и после достаточного количества совместных выступлений с балетом, например, в «Щелкунчике», звучал очень хорошо. Но слушать в исполнении ВСО такой шедевр, как Пятую Чайковского, я ни за какие блага не пойду, извините. Пока музыканты работают за символическую плату, не ждите и не требуйте от них многого.

Василий Андреев, основавший в 1886 году первый оркестр народных инструментов, называл его Великорусским. Подобных у нас несколько. Училищный, лауреат всероссийских конкурсов, и городской. Тем и другим дирижирует Александр Чубаров. По уверению Сопова, «он хороший музыкант, но не очень хороший дирижер». Ерунда и неправда. Невозможно быть исполнителем, не будучи хорошим музыкантом. Это главное, определяющее. И если музыкант настоящий, то и исполнитель он хороший. Музыкантский профиль определяет всё. А расхожая фразочка: «Хороший человек - не профессия»? По-моему, это как раз главное. В музыке, как нигде, слышно, когда на сцене хороший человек и когда дрянь. Ничем не прикроешь.

Не забывайте прикасаться к инструменту!

Вторая организация, способная внести вклад в программу «Культстолицы», - училище искусств. Конечно, не все музыканты способны выступать на сцене, практически все дипломы - педагогические, и преподавание - их основная профессия. Но при этом нам по силам оказалось провести в 1990-х недельный Моцартовский фестиваль, исполнить все сонаты Прокофьева и почти все - Скрябина. Где вы услышите такое?

Интенсивная концертная деятельность выгодно отличает наше училище от других училищ страны. Сейчас эта интенсивность падает. Концертный отдел не существует, Худсовет распущен, концертная работа не поощряется никак, более того, признаётся «вашим личным делом». Ни премий, ни моральных поощрений - ничего.

Странно и недальновидно. Учить можно лишь тому, что можешь сам, и учить-то именно игре, через показ, и оттого артистическая форма - у нас главное. Во всех ДМШ есть целая система поощрений, там это понимают. В консерваториях концерты педагогов вообще обязательны, и авторитетный горьковский профессор Берта Маранц говорила: «Педагог, не работающий над собой, не выступающий, не имеет морального права преподавать».

Будем заказывать музыку?

В Кирове-Вятке - несколько талантливых композиторов. Прозрачную, поэтичную музыку пишет Галина Карпикова. Мелодичные сочинения для юношества - у Дмитрия Лукьянова. И мастерский почерк - у Андрея Карпикова: высокий профессионализм соединился у него с оригинальным и мощным талантом, в его произведениях сильны вятские темы, а сочинение для струнных «Осколки» - поистине брамсовской силы. Замечательны обработки вятских народных песен, сделанные Владиславом Гребенкиным.

Нельзя обойти вниманием органный зал, работающий, как часы: по выходным там постоянно - органная и камерная музыка, хоры. Там ищут «новые формы», привлекают органистов из-за рубежа, там своя публика, свои поклонники и таланты: выдающийся российский органист Алексей Паршин, удивительная флейтистка Светлана Митряйкина, наша органистка Дарья Мееркова, без которой не представить себе органный зал. Приехать поиграть на нашем органе считают за честь.

Вятка музыкальная имеет свои хорошие традиции. До октябрьского переворота здесь бывала итальянская опера, в 1940-х появилась культурная аудитория из петербуржцев-ленинградцев, здесь бывали выдающиеся артисты Гилельс, Лемешев, позднее Плетнев, Спиваков с «Виртуозами Москвы», Федосеев со своим оркестром «Минин», Чернушенко, Нильсен и «Мадригал».
Играют «народники»
Играют «народники»

Традиции высокого исполнительства и слушательская культура должны сохраняться. Профессиональные артисты делают свое дело, а вот сумеет ли Вятка быть достойной звания «Культурной столицы Поволжья» - забота не артистов, а тех, кто получает за это свои дивиденды, оклады и звания.

В Вятке много интересного. Порой в один вечер - два-три концерта, театральная премьера, параллельно открывается выставка в художественном музее или выставочном зале на Либкнехта. Уникальные открытия случаются на Петряевских краеведческих вечерах в Герценке - одной из лучших библиотек России. И пр. Давно назрела необходимость издавать регулярную афишу музыкально-выставочных событий по примеру Петербурга и Москвы.

Мы найдем что показать. Так что музыка будет, но кто ее будет заказывать? И надолго ли?

Владимир ШАПОШНИКОВ,
солист Кировской филармонии,
преподаватель Кировского училища искусств

Следующая статья:
Наталья ТАТАУРОВА.
О смысловых сдвигах в тексте гимна Советского Союза - России
(сравнительный анализ)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz