Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Мы такого не видали никогда
Новая нижегородская архитектура
Золотой дом
Золотой дом
Банк «Гарантия»
Банк «Гарантия»
Титаник
Титаник
Перископ
Перископ
Башня-Репродуктор
Башня-Репродуктор

Одним из открытий видеопрограммы «Полиэкран», проведенной недавно в Вятке, стал для меня фильм об архитектуре Нижнего Новгорода. Он перевернул все мои представления о современном зодчестве.

Нижнему Новгороду очень повезло, что лидером его архитектурной школы стал Александр Харитонов (1951-1999), академик, лауреат госпремий, победитель многих конкурсов. Он поставил своей целью превратить провинциальный Нижний в европейский город: решительно отказался от устаревшего градостроительного проекта, разработал новый генплан. Администрация (Борис Немцов и Иван Скляров) помогла создать мощную строительную индустрию.

За 10 лет Нижний превратился в архитектурную столицу России: появилось более сотни зданий, привлекающих новизной и смелостью архитектурных решений, проектов, дизайна. Все они получили оригинальные названия: «Пила», «Перископ», «Версаль», «Грибы», «Айсберг», «Утюг», «Куча», «Зеленый бегемот», «Дом с винтом», «Дом полковника», «Дом с видом на ФСБ», «Дома мытарей»...

После этого заочного «полиэкранного» знакомства (случившегося с помощью Любови Сапрыкиной из Нижегородского госцентра современного искусства, куратора видеопрограммы) я отправился в Нижний. Остановился у знакомых, возле Кремля, и пошел осматривать город.

Вот оно, архитектурное чудо: «Дом с зонтиком» (верхний этаж завершается стеклянным зонтичным украшением), «Дом с зеркалом» (с огромным зеркальным порталом), «Замки Луары» (дома типа охотничьих домиков), «Буратино» (на угловой башне - шатер, напоминающий колпак деревянного сынка папы Карло).

«Реликварий». Назван так потому, что здесь смонтированы такие «реликвии», как стиль Корбюзье (башни, парящие карнизы, застекленные переходы), почерк Мельникова (многоугольные окна на полукруглой стене, закругленная линия фасада), приемы других зодчих.

Отыскал дом «007». Дом Джеймса Бонда? К типовой четырехэтажке примкнул старый, темного цвета деревянный дом: получился эффект таинственности, криминальности...

Заглянул в первый в Нижнем «Макдональдс», подивился его нетрадиционному интерьеру: ни дать, ни взять нижегородская улица начала XX века с трамваем, театральной тумбой, старинными фонарями, скамейками.

Банк «Гарантия». От этого здания не сразу отойдешь, столь необычна его архитектура: портал с колоннами, круглые окна, похожие на медальоны с изразцовыми вставками, башня с капителью в виде летающей тарелки, - в этом слиянии авангардной эстетики с элементами провинциального ампира и древнерусского зодчества чувствуется архитектурная свобода и несомненное очарование.

А рядом с «Гарантией» - современная многоэтажная постройка из стальных панелей, стекла, декоративно окрашенной стали: дом «Титаник». Плывет себе, как корабль...

Что характерно для этих строений? Соединение классицизма, модернизма, постмодернизма - вплоть до пародии на всё вместе взятое, нарушение строгости традиционных стилей, деконструкция, исторические реминисценции.

Архитекторы использовали различные материалы (облицовочный и силикатный кирпич как декор, асбесто-цементные листы с крошкой натурального камня, мрамор, сталь), новые объемы (выдвинутые вовне лифтовые шахты в форме цилиндра, лестничные клетки в виде вытянутых прямоугольников, встроенные угловые башни, эллипсовидные постройки), архитектурные украшения (шпили, «перископ», «зеркала», «зонтики», приподнятые карнизы с кронштейнами).

К достоинствам нижегородской архитектуры относится умелый учет окружающей среды, рельефа, расположения памятников старины. К примеру, в 30-е годы в центре города, близ Кремля, снесли Никольскую церковь вместе с погостом. На их месте построили гостиницу «Москва», демонтированную в 90-е. Архитекторы подготовили проект нового отеля. И тут возникло предложение строить его в другом месте, а Никольскую церковь восстановить. Что и было сделано.

«Такого количества домов со свободными планами, сложнейшей вертикальной планировкой, изломанными фасадами ни в одном городе никогда не было и больше, думаю, не будет никогда», - писал обозреватель газеты «Коммерсант» Григорий Ревзин.

Познакомившись с нижегородской архитектурой, я невольно задумался над тем, что же представляет собой наш город Киров. Он до сих пор носит чуждое ему имя человека, который никогда здесь не был. Долгое время город считался далекой провинцией. Его индустриальный, «партхозактивный» рост пришелся на 40-80-е годы. А в 90-е город начинает вновь менять свой облик: появляются современные постройки, нестандартные здания. Какой же мы увидим будущую Вятку? Кто знает?

Владислав ПОПОВ

Фото: «Архитектурный гид. Нижний Новгород. 1990-2001».
Дом-Куча
Дом-Куча


Следующая статья:
Хайделоре КЛЮГЕ:
Двойное гражданство души
(интервью немецкой писательницы, ставшей «неподписантом» Декларации Форума на Вятке)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz