Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Палитру надо чаще чистить
Проблема живописи у вятских художников
М.Демидов. Желтый домик. 1918-19.
М.Демидов. Желтый домик. 1918-19.

Доклад, прочитанный на «круглом столе», посвященном II Всероссийской выставке Союза художников России «Образ Родины» (КХМ, 11 июня 2002)

Всероссийская выставка «Образ Родины» представила творчество вятских живописцев нескольких поколений, сложившихся на протяжении ХХ века. На выставках «Союза русских художников», Московского общества любителей художеств, на выставках Вятского землячества студентов в Москве - в 1910-20-е годы экспонировались произведения Аполлинария Васнецова, Аркадия Рылова, Николая Хохрякова, Алексея Исупова, Михаила Демидова.

Раздумчивая элегичность, тонкая интеллигентность пейзажей Васнецова выражается мягкой гармонией неброских тонов. Рылов, напротив, декоративен, контрастен до дерзости. Исуповский пейзаж может быть импрессионистичным, легким и может прозвучать эпично, могуче. Демидов останавливает состояние плотным цветовым пятном и увековечивает небо, дом, лошадь, березы. У Хохрякова - наиболее классический подход к пейзажу. Он учился еще у старых мастеров и выработал манеру пленэрного письма, которая сочетается с его умением вкладывать в каждый мазок свою любящую душу.

Лучшие традиции национального лирического, эпического пейзажа соблюдаются вятичами и в последующие десятилетия, но, как показала выставка, не всегда удачно. Работать в реалистическом методе исключительно трудно. Реализм требует значительной практики рисунка, необходимости соблюдать законы перспективы - линейной, воздушной, цвето-тональной. Сохранить высокий профессиональный уровень в Вятке очень сложно. Профессиональной живописи надо учиться у самоучки Хохрякова, у Демидова, Исупова. И без копирования полноценной живописи не обойтись, как мэтрам, так и начинающим живописцам.

Уважая и ценя реалистический метод в пейзажной живописи, я отдаю предпочтение из современных художников Никите Федосову. Из вятских художников в этом направлении движется, по моему мнению, Андрей Широков. Но это не значит, что я не могу принять острую метафоричную стилистику москвичей - Анатолия Кузнецова, Игоря Орлова, Алексея Суховецкого. Жаль, что таких смелых вятичей не находится. А, может, им просто не дают дорогу?

В экспозиционной ретроспективе эпического пейзажа история страны и величие природы заставляли чаще биться русское сердце, а иноземцев восхищали выраженные в пейзаже глубины веков, сила и мощь русского духа. Эпичность вообще характерна для пейзажей русского севера, именно она поражала всегда в искусстве шестидесятилетних романтиков Петра Вершигорова, Николая Пименова, Виктора Кашина, Георгия Вопилова.

Вершигоровские «Большие тополя» - семья земных гигантов, стволы которых несут свет, охраняя малый мир людей и коров - всего, что традицинно сопровождает жизнь вятской деревни. Деревья мистически связаны с людьми: умирает дерево, умирает человек. Устремленные ввысь тополя - музыкальный инструмент. Характер звучания выражен колоритом. Сдержанно и мощно, поистине органно, звучат краски. Ветер не будоражит труб органа. На земле покой. Когда закрыты храмы, их роль выполняет природа. И это чувствовали всегда и Вершигоров, и Пименов. Перед нами поколение ярких творческих индивидуальностей, с которыми общество было вынуждено примириться, хотя иногда мрачноватый, сдержанный колорит Вершигорова настораживал своей мистической нотой.

Пименовские зимние пейзажи завораживают переливами нежного перламутра. Это живопись неравнодушного к родной земле человека. У Кашина - самый сочный, насыщенный по цвету, отличающийся слаженными ритмами пейзаж «Слободская осень». У Вопилова удивительно теплый вечерний пленэр. Произведения признанных мастеров единичными выразительными точками привлекают внимание в экспозиции.

В тех случаях, когда экспозиционеры увеличили количество произведений одного автора (притом поместив их вместе), возникли повторы пейзажных мотивов, композиционных приемов, колористического звучания. Экспозиционное пятно получилось, а художник, прозвучавший монотонно, проиграл. Это касается прежде всего Виктора Харлова, Николая Поликарпова, Александра Веприкова. А ведь еще великий Энгр говорил: «Тот, кто не хочет использовать никакой другой мысли, кроме своей собственной, скоро дойдет до самого жалкого из всех подражаний, до подражания своим собственным произведениям».
В.Харлов. Зима. 1994. Х., м.
В.Харлов. Зима. 1994. Х., м.

Очевидно, это поколение сегодняшних пятидесятилетних «останется в своем времени», как выразился известный современный искусствовед Виталий Манин [присутствовавший на «круглом столе». - Ред.]. Иначе говоря, их можно уважать за то, что они ведут большую организаторскую работу в союзе, занимаются педагогической деятельностью, оформлением вятских храмов, но именно такая рассредоточенность сил не позволяет им совершать открытия в живописи.

Как хорошо, что мы с Алексеем Суховецким по просьбе искусствоведа КХМ Любови Горюновой в последний момент перед открытием выставки вытащили из фондов музея и поместили в экспозицию «Голубую улицу» и «Вятский пейзаж» Леонида Артамощенко. Вот где живописный темперамент, который невозможно сымитировать! Вот где достойный пример для последователей всех поколений! Нам ли, его землякам, не знать, что значила для художника Родина, живопись и любовь?

Размещение произведений Виктора Попова - самое удачное с точки зрения экспозиции. Обращает на себя внимание историческая композиция «Торг перед Спасской башней», написанная в воображаемом пленэре. Здесь активно работает передний план, но далее - висит театральный задник, полотно написано «диорамно». Трудно писать архитектуру в таком ракурсе с разных точек зрения и не ошибиться.

Художник, кроме того, проводит изыскания, подобно Аполлинарию Васнецову, работавшему в этой разновидности пейзажа, но умевшему найти меру в использовании исторической детали. Попов же настолько увлекается подробностями, что за мелочной суетой тема Великорецкого крестного хода также теряет значительность, образ лишается монументальности («Проводы иконы Николая Чудотворца в г.Вятке»). Велико искушение, когда в твоем распоряжении фотографии от коллекционера Валентина Городилова, исследовательские труды и модели храмов Вятки от архитектора-краеведа Анатолия Тинского, красноречивые воспоминания Аркадия Рылова, но искусство требует отбора изобразительных элементов.

И вот здесь я позволю себе напомнить определение, данное авторитетнейшим теоретиком Алексеем Федоровым-Давыдовым: «Жанр есть категория стилистическая, обозначающая тот или иной способ художественной трансформации материала внешней реальности». Это определение, предполагающее трансформацию, преображение в рамках реализма, должно стать руководством к действию в отношении к собственному творчеству и творчеству других художников-реалистов, работающих в ином стиле, имеющих дело с другой мерой условности.

Они тоже имеют право на существование, они есть в Вятке, но на положении изгоев. Опытнейший мастер живописи Николай Жолобов, нашедший свою нишу в искусстве, представлен далеко не лучшей работой. Декоративный пленэр Анатолия Пестова мог бы быть отобран более тщательно. Не хватает среди экспонентов Инны Широковой - такой яркий цветок непозволительно не заметить, но у нас считается, что на родине можно выводить на пастбище коров, а породистых собачек выгуливать нельзя. Смысловые, стилистические новшества у нас не в чести, широкие романтические натуры не приветствуются.

Особенно строгий подход - к молодым художникам. На выставку смогли попасть немногие из них. Полный воздуха пленэр с сороками Дениса Зелаева, свет-символ в колорите сурового Ферапонтова монастыря Максима Харлова и деревенские сумерки в свете «Тучки золотой» Константина Елихова - весомые живописные подарки публике.

95 лет прожил художник Николай Костров (он из рода Васнецовых и на выставке представлен) и всю жизнь руководствовался правилом: «Живопись хороша, когда на нее сердишься, она хороша, когда ее любишь, но она уходит и не приходит больше, если ее чем-нибудь заменяешь».

Пейзаж - самый популярный жанр и в стране, и в Вятке. Но он и самый трудный, если заботиться о смысле художественного образа. Можно за елками не увидеть леса: елки есть, а образа нет. Быть взыскательнее, требовательнее к себе никому не помешает. Лучше такие пейзажи писать, чтобы зритель вас не сравнивал, а уносил ваши неповторимые творения в своем сердце. Выставка - это поле битвы, на котором образ Родины проигрывает или выигрывает. Случайности неуместны, когда речь идет о Родине.

В.Попов. Торг перед Спасской башней Хлыновского Кремля. 1683-1690. 1999. Х., м.
В.Попов. Торг перед Спасской башней Хлыновского Кремля. 1683-1690. 1999. Х., м.

Кроме удачно построенной ретроспективы вятичей, хороший заряд дал Николай Крымов. «Площадь», «Гроза», «Летний день», написанные в период одного пятилетия, настолько разнообразно представляют поиски художественного решения, что только такой монстр, как социалистический реализм, мог впоследствии подавить в художнике молодую дерзновенную силу.

Посмотрите, какую интонацию пытались задать экспозиционеры в ретроспективном отделе - заглавии выставки. Какая крепкая живописная форма и творческая фантазия в произведениях Сергея Судейкина и Константина Богаевского! Только этим можно объяснить присутствие итальянской комедии дель арте и земли древней Киммерии в образе Родины.

Татьяна МАЛЫШЕВА,
искусствовед

Следующая статья:
Владислав ПОПОВ.
Мы такого не видали никогда
(новая нижегородская архитектура)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz