Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Парфенов и Куржавский на фоне Вятского симфонического
Концерт пианиста из Германии
Училище искусств (архитектор И.Чарушин)
Училище искусств (архитектор И.Чарушин)

Пианист Андрей Парфёнов (Эссен, Германия) и дирижер, профессор Виктор Куржавский (Нижний Новгород) исполнили в зале Кировского училища искусств концерт из сочинений Бетховена (Пятый концерт для фортепиано с оркестром и Вторая симфония).

Не так уж часто бывают в наших краях зарубежные исполнители. За время Перестройки, с тех самых пор, как процесс пошел, отъезд наших музыкантов за границу стал обычным явлением. Музыканты уезжают в поисках достойного человеческого существования, адекватной оценки своего труда и применения творческих сил. Как правило все они хорошо устраиваются благодаря школе, которую получили на родине, да и таланта нам не занимать.

Явление в целом грустное, однако можно найти здесь и положительный момент: наши исполнители покоряют сценически - концертное пространство других стран и несут туда российскую музыкальную культуру. Без русских имен невозможно представить теперь ни оперную сцену, ни концертные залы мира.

Среди наших соотечественников, уехавших за рубеж, оказался и выпускник Московской консерватории Андрей Парфёнов. Два года назад в Кирове он с успехом исполнил с Вятским симфоническим оркестром Третий концерт Рахманинова. А сейчас пианист предложил публике еще одно монументальное сочинение - Пятый концерт Бетховена, называемый также Императорским за его масштабность, торжественную приподнятость и героику.

Появление на сцене молодого солиста, не по-концертному просто, будто на репетицию одетого, с экстравагантной прической ёжиком, не предвещало поначалу ничего хорошего. Но после первого же разворота в каденции соло, соперничавшей с оркестром по драматической наполненности, стало ясно, что на сцене - профессионал, обладающий палитрой богатых возможностей, не озабоченный при этом проблемой виртуозного плана. Да и как может быть иначе у представителя московскойй фортепианной школы? У Парфёнова абсолютное самообладание, он играет свободно, передавая мощь звучания солирующего инструмента и тонкое плетение линий.

Стиль - это человек, как говорили древние греки. В этом грандиозном творении Бетховена оптимистический тон, свойственный Парфенову, здоровая энергетика его игры совпали с характером сочинения. Пианисту близка романтическая сторона музыки. Парфенов прекрасно слышит звучащую ткань, ясно и конструктивно мыслит, выстраивая красочные контрасты, типичные для бетховенской музыки. При этом рояль звучит у него мягко даже в моменты кульминаций.

Конечно, в свободной игре rubatо, романтически трактуемой категории ритма, важно соблюсти меру и не выйти за рамки стиля, сохранив при этом монументальность. Пианист иногда балансирует на грани возможного. Индивидуальности солиста и дирижера - профессора Куржавского - удачным образом совпали, и это единение дало возвышенное звучание второй части концерта - Adagio.

Во втором отделении была исполнена Вторая симфония. В первой части оркестр звучал слитно и стройно. Куржавский увлекает, жест его эмоционален и трепетен, в музыке находит он свою стихию, а публика это чувствует и ценит. Оркестр показал способность решать серьезные задачи, его дисциплина и профессионализм возросли, при этом слабостью его по-прежнему остаются несбалансированность звучания и нечистое интонирование струнных, что вполне извинительно в незнакомом сочинении, игранном после трех репетиций.
Андрей Парфенов в Эссене
Андрей Парфенов в Эссене

Концерт прошел при полном отсутствии рекламы, исключая одну афишу в училище искусств, тем не менее публики собралось немало. Бетховенский вечер, в котором прозвучали такие значительные сочинения (Вторая симфония - впервые), безусловно, стал заметным событием концертного сезона.

В каждый приезд Куржавский предлагает что-то новое, а в следующий сезон обещает привезти интереснейшую программу с хором и оркестром, прежде у нас не исполнявшуюся. Интересно услышать и Парфенова, также и в сольной программе и желательно на филармонической сцене. Пианист молод, подвластна ему и такая сфера, как традиционный джаз. Он свободно импровизирует, ни в чем, кажется, не зная проблем. А это означает, что у него хорошая перспектива.

Владимир ШАПОШНИКОВ,
солист Кировской филармонии,
преподаватель училища искусств

Следующая статья:
Елена БЕЛЯЕВА.
Не так живи, как хочется
(премьера «Недоросля» в Театре на Спасской)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz