Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Дизайн оформился как профессиональная сфера деятельности вместе с развитием общества потребления в начале ХХ века. Развиваясь как искусство оформления и продвижения товара, он был ориентирован в первую очередь на человека и его систему восприятия. Из этого следует, что, относясь к разряду прикладных искусств, он призван способствовать продаже товара...
Анатомический атлас дизайнера

Антропология

Давайте обратимся к корням европейской культуры. Все западные философы делятся на досократиков и постсократиков. Заслуга Сократа состоит в том, что он первый поставил человека в центр философских проблем и тем самым повернул дальнейший ход мыслей всего западного мира.
Почти через 2000 лет художники Возрождения, уничтожая теоцентричность средневековья, вновь избрали объектом внимания человека. Их искусство, впервые после античности, снова становится массовым и понятным людям. Возрождение античности - а именно так трактуется эпоха Возрождения - фактически стала Переосмыслением античных канонов. Здесь мы видим за внешним изучением человека изучение его природы, глубинных чувствований и исканий. Леонардо говорил своим ученикам: «Никогда никому не подражайте... живопись из века в век склоняется к упадку, когда у живописцев нет иного вдохновителя, кроме живописи уже сделанной».
Леонардо да Винчи всегда искал и находил новое в мире, в котором уже тогда всё считалось изученным древними. Современнику Леонардо оставалось только изучать их наследие... Не кажутся ли вам эти настроения в чем-то перекликающимися с современными? Именно к Возрождению восходит критический реализм XIX века. А импрессионизм, с его стремлением остановить мгновение истины и вечным культом Впечатления от жизни? Разве он не антропологичен?

Психология дизайна

Гуманистичность дизайна, я полагаю, выражается в его способности достигать необходимого восприятия зрителем вещи, спроектированной дизайнером. Умение дизайнера направлять внимание и реакции человека, смотрящего на вещь, делать её запоминающейся, достигается постоянной постановкой вопроса: как я хочу, чтобы зритель отреагировал на то, что я сделал, как он реагирует на уже готовую работу. Именно в этой плоскости лежит принципиальная разница между художником и дизайнером.
Художник всегда имеет моральное право сказать: «Я так вижу». Дизайнер же говорит: «Так хотят видеть мои потребители». Подчеркиваю: у дизайнера всегда вначале не то, что он хочет сказать, а то, как зритель это воспримет! Таким образом, работа должна базироваться на системе восприятия того типа людей, кому она предназначена.
Человеческая психология в дизайне гораздо важнее, чем шрифты и линии. Именно большим упором на психологический фактор отличается дизайн от других видов искусств. Это совсем не означает, что, например, в живописи или скульптуре не учитывается зрительское восприятие. Но именно в дизайне психология становится критически важной. Если не понравилось - значит не зашли, не купили, переключили на другой канал, не запомнили, забыли.
Мне хотелось обратить ваше внимание на случайно услышанную в интернете фразу от одного начинающего дизайнера: «Я просто дизайнер. Проститутка на потребу заказчика...» Он действительно то, кем себя назвал, т.к. не понимает, что помимо интересов заказчика, покупающего услугу, есть еще обширный круг людей которым необходимо нравиться. Дизайн должен «продавать» себя несколько раз:
1. Он должен понравиться заказчику, для которого делался;
2. Он должен понравиться клиентам этого заказчика (конечным потребителям);
3. Он должен нравиться вашим потенциальным заказчикам;
4. Наконец, он должен понравиться вашим коллегам-дизайнерам, ведь их мнение - самое ценное.
Поятно, что далеко не всегда перечисленные требования могут быть выполнены, но тем не менее... Широта взглядов и подходов к проблеме для дизайнера - это необходимое, но вовсе не достаточное условие для успешной деятельности. Наверное, самый важный этап - это разработка стержневой идеи, или, как говорят дизайнеры, поиск концепции. Именно концепция определит характер оформляемого объекта, именно с её помощью будет реализована суть и с наиболее выгодной стороны будет подан объект.

Стереотипы и инновации

Здесь мы подходим к проблеме «открытого» мышления. Сам этот вопрос возникает из-за нехватки людей, мыслящих нестандартно. Человек не может задумываться над каждым своим действием и принимает решение только в ключевых ситуациях, когда это становится вынужденной необходимостью. Пробиваться через бурелом трудно, а скользить по лыжне легко - человек выбирает то, что легче, поэтому привыкает мыслить стереотипно.
Что же такое НЕСТАНДАРТНОЕ мышление? Это независимость механизма принятия решений от мнения других, от штампов поведения человека, сформированных в прошлом и на основе старого опыта, тогда как решение нужно найти сейчас, исходя из конкретной ситуации. Нестандартное мышление - это способность взглянуть на проблему, требующую решения, свежим взглядом.
В нашем городе существует энное количество фирм, в которых функции дизайнера выполняют директора предприятий или их заместители. В области бизнеса они, безусловно, способны на принятие нестандартных решений, но вот в область дизайна они вторгаются всё-таки напрасно. Бизнесмен, как правило, желает иметь дизайн «как у всех», тот самый дизайн, который проверенно работает (если точнее - работал в прошлом). Бизнесмен не предполагает, что «проверенные» решения стали заезженным стереотипом, последний уже не вызывает в сердцах покупателей того отзыва, на который бизнесмен рассчитывает. Да и специальных знаний у бизнесмена явно недостаточно для неординарного решения.
Поэтому реализация «дизайна» в большинстве случаев походит на малограмотное школьное изложение, написанное нетвердой рукой. Желание «сэкономить на дизайне» оборачивается выбором покладистого исполнителя, реализующего под диктовку управленцев самые тривиальные решения. Печальным в этой ситуации является то, что «акт творческой самореализации» не позволяет ответственному лицу отстраниться от «содеянного» и увидеть проект со стороны.
Наиболее наглядно это можно наблюдать в средствах корпоративной идентификации, или, как трактует это явление закон: товарных знаках и знаках обслуживания. Я не утверждаю, что в разработках именно этих знаков принимали непосредственное участие директора и управляющие, но то, что эти знаки созданы непрофессионально, вы можете увидеть сами слева. При некотором усилии с вашей стороны, можно обнаружить, что всё сказанное на тему «КОМУ этот дизайн может нравиться», соответствует только первому пункту нашей спецификации. Вполне вероятно, что многие из показанных знаков уже «вышли из обращения». И слава Богу.
Посмотрим, почему же знаки, представленные справа, оказываются в выигрыше. Во-первых, каждый из них несёт в себе идею. Эта идея реализована в яркой графической форме и поэтому легко запоминается. Одна из основных функций корпоративного знака - различительная. Именно она, при наличии у фирмы высокого имиджа, побуждает потребителей к совершению покупки товара или услуги. Во-вторых, представленные знаки обладают внутренним стилевым единством и легко вписываются в многоуровневые системы, где только по одному из многих графических признаков должно происходить узнавание. И, в-третьих, эти знаки обладают «сделанностью» - т.е. представляют собой произведения графического искусства.
Таким образом, главным критерием удачности работы является не что иное, как ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Значит, начинать новый проект стоит даже не с разработки главной мысли, а с определения впечатления, которое нужно создать у зрителя. Впечатление - вещь субъективная. Адекватно описать его трудно. Если идея действует на уровне сознания, то, видимо, впечатление проникает гораздо глубже. В его подсознательной природе кроется загадка, но в то же время и высокая эффективность воздействия.

Как стать креатором

Никто из креаторов вам не расскажет, как к нему приходит решение. Оно приходит практически мгновенно. И остается только технически его реализовать. А вот как он «подкрадывается» к тому, чтобы оно пришло, - вещь сугубо индивидуальная. Как-то я спросил знакомого фотохудожника: «Сколько времени ты потратил на создание лучшего своего произведения?» Ответ был таков: «Одну шестидесятую секунды и всю предыдущую жизнь».
Видимо, работа дизайнера сродни фототворчеству. Мы тратим уйму времени, чтобы понять, что следует сделать, и мгновения на то, чтобы «придумать», как это будет выглядеть. В композиции реализуются все подходы и идеи. Уподобим её пиале с чаем. Пиала (исполнение, подача) как правило минималистична, она не обращает на себя внимание, она «продает» предмет, т.е. чай. Чай (содержание, мысль, заложенная в работу) должен быть такого качества, чтобы пьющий уже не мог отвлекаться ни на что другое. Личность дизайнера - это тоже своего рода композиция, в которой гармонично соединены многие составляющие.
По роду своей деятельности (я преподаю дизайн) мне часто приходится наблюдать, как приходят люди в профессию. Если с человеком не знаком, то никогда не подумаешь, что в этом юноше или девушке скрыта такая сила. Внешне - ничего необычного... но когда начинает работать, сразу перевоплощается!
Я бы даже сказал: чем больше в человеке внешних «признаков» дизайнера - экстравагантность в одежде, манерность в речи, пирсинг на теле и им подобные атрибуты, тем меньше шансов встретить одаренность. Человеку свойственно нехватку чего-либо восполнять разговорами о недостающем или, что ещё хуже - симуляцией. Профессионализм в любой деятельности проявляется прежде всего в качестве работы, но никак не в разговорах о собственной величине.
По большому счету, степень «продвинутости» можно определить только в сравнении с себе подобными. Даже показатель «продаваемости» проектов не даст гарантии профессиональной пригодности. Только участие в открытых конкурсах может дать чувство уверенности, да и то не всегда. Выберите для себя: следовать моде и делать работы «наверняка», радуясь, что клиенты принимают их с первого раза, или попытаться разработать свой подход. Первое даёт достаточно спокойную жизнь и приносит определенный доход. Второе значительно сложнее. Может ничего не получиться, и вы останетесь ни с чем, но если у вас хватит настойчивости и энергии, то всё-таки есть шанс, что вы станете величиной в дизайне и о вас заговорят...

Валерий ГАГАРИНОВ, дизайнер, член Союза дизайнеров России
(по мотивам статьи Алексея Клетцеля «Анатомия дизайна», PUBLISH, окт. 2001)

Следующая статья:
Последний рыцарь сражается с ветряными симулякрами
«Сирано де Бержерак» в Театре на Спасской
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz