Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Зёрна и плевелы Анатолия Юферева

Выставка «Возвращение коллекции» в КХМ

Юфереву не удалось при жизни осуществить свою мечту - передать свою коллекцию родному городу. И вот теперь, через два с лишним десятка лет, это сделал Игорь Гмызин, вятский предприниматель и меценат: он выкупил у владельцев то, что сумел найти, и после реставрации подарил Кировскому художественному музею.

Сейчас в фондах КХМ - более 200 экспонатов из юферевского собрания картин, скульптур, икон, фарфора, хрусталя, ювелирных изделий, монет, орденов и медалей. На выставке представлена лишь малая часть коллекции, но и по ней можно судить о целом. И о самом коллекционере Юфереве.
Петр Великий коронует Екатерину. 1720-е. Шитье по канве, синель, масло
Петр Великий коронует Екатерину. 1720-е. Шитье по канве, синель, масло
Л.Куклин. Эскиз к иллюстрации. 1910-е. Б., акв.
Л.Куклин. Эскиз к иллюстрации. 1910-е. Б., акв.
Л.Куклин. Автопортрет. 1914. Сангина
Л.Куклин. Автопортрет. 1914. Сангина
Л.Куклин. Дама в саду. 1910. Х., м.
Л.Куклин. Дама в саду. 1910. Х., м.

Прежде всего приковывают внимание уникальные, редкостные вещи: икона Афонской Абалатской Божьей Матери (XVII век) с отдельно выставленной драгоценной ризой и шитье первой половины XVIII века «Петр Великий коронует Екатерину». Особенно хороши и забавны островки масляной живописи посреди шитья - лица Петра и Екатерины, в которых запечатлен сам дух того времени - торжественный, парадный, наивный.

Живописный раздел выставки весьма впечатляет своей роскошью и именами. Модерн С.Жуковского поэтизирует мир дворянской усадьбы с непременной дамой под кустом сирени. Ранний А.Исупов весомо и зримо обобщает портретную и пейзажную натуру. Поздний А.Деньшин изображает колосящуюся ниву и рощу золотую в бодром духе соцреализма. Интересен женский портрет кисти раннего П.Вершигорова.

Но подлинное открытие выставки - Леонид Куклин (1890-1919), впервые появляющийся перед широкой публикой. Он родился в Вятке в семье купца (резчика по дереву), закончил Академию Художеств в Петрограде и через несколько лет умер от скарлатины. Его живопись импрессионистична, а графика модернова. Да, по молодости лет он двигался в русле стилевых приемов, придуманных не им, но добивался при этом удивительно свежих эффектов.

Анатолий Юферев писал об отце Куклина так: «После смерти своего сына он передал мне все его живописные работы, рисунки, акварели, картины, альбомы, работы натурных классов, фото, открытые письма...» Не всё из этого сегодня найдено, и перед исследователями встаёт задача восстановить творческое и биографическое наследие Леонида Куклина в наиболее полном объёме.

«Кто Вы, собиратель Юферев?» - спрашивал в своей публикации года три назад краевед Александр Рева. Сегодня, на выставке, можно попытаться дать ответ. Конечно, юферевская коллекция довольно бессистемна: среди живописи, например, оказались явно слабые работы, особенно кисти неизвестных художников («Русская девушка», «Портрет цыганки», «Портрет скульптора»), в том числе зарубежных («Молящаяся», «Святое семейство», «Итальянский пейзаж»), или невразумительная копия с картины Шишкина.

Юферев брал всё старинное, что шло к нему в руки. Те, кто, как я, занимался собирательством чего-либо, знают: у каждого коллекционера есть «золотой фонд», который неприкосновенен, и есть обменный фонд, в котором всякая ерунда, не нужная тебе, но нужная для выменивания вещей, предназначенных в твой «золотой фонд». Или для продажи ерунды и последующей покупки неерунды. У Юферева - то же самое: наряду со всякой всячиной - настоящие жемчужины.

Не будем подвергать Юферева психоанализу: дескать, ради каких таких целей он собирал? Главное, что в эпоху лихолетий он спас многие шедевры. И теперь они - с нами. После выставки остаётся только отделить зёрна от плевел: условно говоря, Шишкина-2 - в подвал, Куклина - в постоянную экспозицию.

Сергей ФЕДОРЧУК

ЮФЕРЕВ Анатолий Павлович (1895-1974) - сын вятского дьякона, «Потомственного Почетного гражданина» Вятки. Собиратель произведений искусства. Беспартийный. Закончил Вятское духовное училище, работал садоводом в Ботаническом саду (1919-23), чертежником (с 1924), главным садоводом-декоратором Халтуринского парка (с 1930-х). Жил с женой на ул. Кикиморской (Водопроводной) в доме N 12 (снесен в 1990-х). После их смерти коллекция была вывезена из Кирова наследниками.

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz