Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Валерий Гагаринов: Дизайн - это образ мыслей...

Интервью с председателем Вятского Союза фотохудожников

- Валерий, сейчас Вы являетесь председателем Вятского отделения Союза фотохудожников России. А зачем он нужен, этот Союз?

- А чем же я тогда буду заниматься? Шутка. На самом деле это - выражение доверия моих коллег по Союзу и надежда на то, что удастся более системно решать проблемы наших фотохудожников. Творческой фотографией, в отличие от прошлых лет, сейчас занимаются лишь единицы... Это и понятно. Коммерциализация коснулась всех сторон нашей жизни, фотография - не исключение. Если раньше проведение выставки практически ничего автору не стоило (за исключением потраченного времени), то сейчас - это дорогое удовольствие. В Фотографии остаются - самые стойкие. Вообще, я условно делю фотографов на тех, кто служит Фотографии, и тех, кому фотография становится служанкой... Это было всегда. Сейчас проблема обострилась. Наша задача состоит в том, чтобы лет через 20 у нас была возможность передать эстафету не дилетантам.

- Какова эстетическая программа Союза?

- Эстетическая программа - это крупно сказано! Манифестов мы не пишем. Мы делаем «карточки». В отличие от фото для семейного альбома, эти «карточки» наделены особой сверхценностью. Направления, которые мы разрабатываем, не связаны и с теми стереотипами, что эксплуатируются в рекламной фотографии. Поэтому наши авторы всегда вне конкуренции. Основное условие при вступлении в Союз фотохудожников - творческая СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Это означает, что к моменту вступления автор уже имеет за плечами опыт многих выставок и объемное портфолио. И составляется оно не из коммерческих заказных работ (которыми мы тоже вынуждены заниматься), а из творчески самостоятельных проектов. Далеко не каждому такое под силу. Но это вовсе не значит, что Союз - «закрытое заведение». Любой желающий может приходить к нам со своими работами и при желании услышать мнение опытных мастеров. Другое дело, что не со всеми мы сегодня можем пообщаться: своего помещения у нас по-прежнему нет. Пока пользуемся гостеприимством наших художников.

- Есть ли у вятской фотографии свои особенности?

- А как же! Мы живем на вятской земле, снимаем вятских людей, дышим с ними одним воздухом... Кстати, выражение «Идея носится в воздухе» - точно отражает коммуникативную природу любого искусства. «А как же быть с вечными ценностями?» - спросите вы. Так вечные-то они как раз потому, что каждый раз мы видим их в новом для себя свете, немного по-иному относимся к ним. В принципе, критерием любого искусства является Новизна. Если работа не несет в себе новизны отношения к миру, вряд ли ее можно рассматривать как объект искусства. Поэтому, отвечая на этот сложный вопрос, можно сказать «ДА» (в смысле особой, вятской ментальности) и в то же время можно сказать «НЕТ» (так как переосмысление происходит на основе общемировых культурных явлений).

Я не раз слышал о «вятской школе фотографии». В связи с этим упоминались такие известные имена, как Лобовиков, Скурихин, Перевощиков, Шишкин, Шилов... Да, вятская земля фотомастерами богата. Но я выскажу личную точку зрения на этот вопрос. Мастера были, а вот школы - не было. В 70-90-е годы была, например, прибалтийская школа фотографии. Ведь что такое школа? Наличие приемов и правил (заметьте, формальных приемов и правил) позволяет закреплять определенные смыслы. Школа предполагает преемственность. От учителя - к ученику редуцируются не только эти правила, но и смыслы. А теперь положите сказанное мною на полотно длиною почти в век (бурный ХХ век!!!) и вы поймете, что подобного даже принципе быть не могло. Для искусства фотографии даже 10 лет - возраст...

- Валерий, какое место в искусстве фотографии у Вас занимает фотодизайн?

- С фотографией меня связывает многое. Еще в период учебы в институте у нас была творческая фотографическая группа, мы делали портреты ребят (и девчат тоже) - архитекторов с параллельных курсов, да так, что потом на фото их не могли узнать их же сокурсники. Именно тогда мы поняли, что фотообъектив - вещь насквозь субъективая. Позднее, став «дипломированным специалистом», частенько использовал фотографию как средство подачи проектного материала. Средство оказалось настолько убедительным, что сейчас без него не мыслю своей работы. Последние 5 лет я занимаюсь исключительно графическим дизайном. Каталоги, проспекты, буклеты, календари, плакаты... А каковы они без фотографий? А если материал заказчика оставляет желать лучшего??? Многое приходилось переснимать. Здесь необходимо мыслить уже не отдельным снимком, а разворотом, общим стилем, соотносить свое решение с концепцией рекламной кампании заказчика. Это серьезная и интересная работа.

- Насколько заказчики определяют эстетику фотодизайна?

- Если бы заказчик мог изначально определить эстетику издания, то он бы ко мне не обращался. Он шел бы к фотографу, снимал, что и как ему надо, затем - к верстальщику, объяснял - что куда поставить. И на выходе получал бы желаемый продукт. Кстати, на заре развития рынка рекламных услуг многие предприниматели именно так и поступали... И наступали на грабли, расставленные собственными руками. Другое дело, когда обсуждается уже готовый ПРОЕКТ. Здесь заказчик и Царь, и Бог. Я всегда признаю право заказчика на правку, если она не противоречит изначально сформулированной задаче. Редко, но встречается заказчик «без царя в голове». Его сразу видно по аргументу: «Типа-а-а, хочу и всё!» Я с такими не работаю. Умный заказчик всегда вначале слушает, затем мысленно встает на сторону своих клиентов, и уж если что-то не сходится, тогда высказывает свои замечания. С такими приятно работать. Так что эстетика фотодизайна в конечном счете определяется не заказчиком, а потребителем.

- Есть ли у фотодизайнеров авторские амбиции или все решает коммерческий заказ?

- Амбиции есть у всех, не только у фотодизайнеров. В таких случаях я сопоставляю позицию художника с позицией дизайнера. Художник всегда имеет право сказать «Я так вижу!», потому что именно его авторское отношение нам и ценно. С такой позиции я реализую самостоятельные фотопроекты, где зритель находит «своего» автора, а автор обретает «своего» зрителя. Именно таким образом я представляю на этих страницах «Бинокля» проект (точнее, только его часть) под названием «Искушаемые».

Совсем иное, когда работа идет под конкретный заказ. Здесь приходится выступать в роли дизайнера, а дизайнер вместо фразы «Я так вижу» говорит: «Так хотят видеть потребители!» И где тут чьи амбиции? Однако многие агентства лукавят, когда для получения заказа используют лозунги-завлекалки: «Мы работаем по принципу - заказчик всегда прав!» - любят еще у нас проявлять услужливость... В конце-концов это обходится дороже тому же заказчику. Агентству легко быть услужливым за чужой счет.

Мне проще сказать: «Заказчик всегда неправ, потому что несет с собой лишь ту часть правды, в которой лично заинтересован». И кто после этого бросит в меня камень? Можно позволить себе потерять заказчика, если он недостаточно «продвинут». Зато, после «круга почета» по крупным и мелким агентствам, какова цена его повторного прихода?! Не зря на Руси говорят, что за одного битого - двух небитых дают. Здесь и исчезают необоснованные амбиции.

- Насколько новые технологии влияют на стиль работ?

- Стиль всегда был плотно связан с существующими технологическими возможностями общества. Мне не надо доказывать, что ордерная система архитектуры древней Греции опиралась на технологию строительства из каменных глыб, а купольный храм в романской архитектуре стал возможен только с открытием цемента. И сейчас компьютерные технологии продвигают вперед наш изобразительный инструментарий. Вопрос только в том, что действительно необходимо человеку, а что ведет к разрушению основ его личности.

Моменты Истины возникают тогда, когда все способы уже опробованы, когда инструменты прекрасно исполняют свое предназначение, а интуиция находится на службе у разумных инициатив. «Спокойствие возникает из приобретенной измеренной силы», - сказал Ле Корбюзье в 1924 году. Мне нечего к этому добавить. Мне кажутся наивными рассуждения-опасения многих фотографов, что компьютер вытесняет «живую» фотографию, плодит псевдообразы, выхолащивает действительность. Сегодня лишь отрабатывается инструментарий, постигаются и классифицируются выразительные средства. Любое достижение научно-технического прогресса - всегда вещь обоюдоострая. Если человечество захочет себя угробить, то оно сможет сделать это и без помощи компьютера... Для меня компьютер - не более, чем инструмент.

- А постмодернизм как-то проявляется в Ваших работах?

- О постмодернизме в искусстве можно говорить много, о постмодернистском сознании уже меньше (материя тоньше), а о себе в постмодернизме - что-то конкретное сказать очень трудно. Постмодернизм - это эпоха. Я в эту эпоху жил и живу. Важнее, что происходит с постмодерном. На мой взгляд, он неуловимо трансформируется. Из стиля, где сознательно сталкиваются «исторические аналоги» в новых обстоятельствах и на этом создаются новые смыслы, он превращается в Нечто, где правила игры уже строятся не на рефлексии.

Интересен и процесс перехода. От постоянно меняющихся (по воле водящего) правил мы начинаем движение к Новым иерархиям. Это качественно иные иерархии, не те, к которым стремился в свое время классицизм. Они лишены пафоса общемирового порядка. Постмодернистское сознание, основанное на манипуляциях, приводит к подмене «несущей». Нам становится важным не то, что общепринято, а то, что приемлемо для конкретной личности в конкретных обстоятельствах. Общемировой порядок растворяется в личности автора, преломляется там в необъяснимое, но осмысленное действо.

Мне иногда кажется, что по-иному начинает разрешаться извечное противоречие индивидуума и общества. Поясню. Мы привычно видели общество как совокупность индивидуумов, и интересы общества всегда главенствовали над личными интересами. Всеобщая Идея казалась более значимой, чем личная точка зрения. Сейчас напряжение в разрешении этого противоречия достигло критического уровня. Личные предпочтения игнорируют общественный интерес. К тому же в выработке способов самореализации исчезли исторически сложившиеся барьеры. Человек как бы «слушает сам себя» и погружается в «мир собственных ценностей». Однако чтобы этот мир мог существовать, каждому необходима своя ценностная шкала. Важно, чтобы эта индивидуальная шкала могла развиваться. Каждая личность сама создает свою ценностную систему, и из этого множества сегодня постепенно возникают коллективные иерахии ценностей.

(Специально для «Бинокля»)

ГАГАРИНОВ В. Викторович род. 26.07.1960 в Кирове. Дизайнер. Образование: Екатеринбургский Архитектурный институт, отделение дизайна (1987). Род занятий: реклама, прикладная фотография, творческая фотография, графический дизайн. Собственная студия дизайна. Преподает дизайн в Бизнес-центре «Альфа». Выставки: фотосалон «Узвара» (1988, 1989), музей «Кик ин де Кек» (Эстония, 1990), Русская Фотографическая галерея (Москва, 1993), «В поисках эквивалента», Москва, ЦДХ (1994), «Мужчина и женщина, модель и образ», «Инерциальные системы отсчета в лабиринтизме», Киров (1998). Член Союза фотохудожников России с 1991. E-mail: sfstudio@ezmail.ru

Использованы фотографии В.Гагаринова из проекта «Искушаемые»

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz