Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Доброслав, Светобор, Любомир, Твердолик...

Неоязычники на перепутье веков
Уничтожение иконы - предмета религиозного культа конкурентов
Уничтожение иконы - предмета религиозного культа конкурентов

26 июня по НТВ в программе «Сегоднячко» прошел сюжет о язычнике Доброславе (Алексее Добровольском) из деревни Васенёво Шабалинского района Кировской области. Комментарий московского журналиста был в духе «Сегоднячка» - достаточно ироничен: мол, каждый по-своему с ума сходит - живет себе дед в лесу, никому не мешает, а посмотреть любопытно.

Еще как любопытно! Что же представляет собой неоязычество конца ХХ века? С вопросами я обратилась к выпускнику колледжа культуры Александру Зорину, близко знающему многих «язычников». Вот его рассказ.

Едем!

- В Москве есть община язычников и клуб самотверистов. О них мне рассказал в прошлом году Алексей Елькин, зуевский поэт. Той весной я поехал к нему, он живет в маленьком деревянном домике, который затапливается по весне. То, что рассказал Алексей, меня завлекло. Потом Саша Добровольский (сын Доброслава, руководителя шабалинских язычников) пригласил меня приехать в деревню Васенёво на Купальскую ночь.

От безденежья пересаживались с электрички на электричку, чтобы не брать билет. С нами ехала Светлана, учитель музыки, она считается как бы третьей женой Доброслава. Там, в Васенёво, всего два дома. В одном Доброслав, в другом жил Саша Добровольский. Собралось человек около тридцати. Приехали люди из зуевской общины, автор «Сказа о реке Великой» Пономарев, был человек по имени Микула, христианской веры.

Вообще на празднования приезжают бритоголовые, неформалы всякие, РНЕшники. Женщин раньше было больше, а в прошлом году всего три, да и то в возрасте уже. Родители детей с собой привозят. Чаще люди с гуманитарным образованием, работники культуры, музеев, библиотек.

Хитролис или Добромысл?

- В этот раз имяненареченных, непосвещенных [орфография неоязычников. - В.Б.], было 13 человек. Когда пройдешь имянаречение и посвещение, то будешь иметь право находиться в этом кругу, делать то, что делают они, славить (провозглашать славу языческим богам Роду, Яриле и др.). Там были ребята из Нижнего Новгорода с «Именословом» Вадима Казакова. Вот они с этой книжечкой ходили и выбирали, какое себе имя дать. Кто-то нарекся Хитролис, кто-то - Добромысл. Здесь глупость какая-то. Имя надо ведь заслужить. А тут очень похоже на самозванство.

Чтобы получить имя, имяненареченный должен показать себя, выявить свой характер. Я себе выбирать не стал, застал Доброслава врасплох: «Дайте мне наше, русское имя». Он по серьезности моего лица и дал мне имя Твердолик. Когда имя нарекается, это целый обряд общения с предками и пр.
Напиток богов (пиво) по кругу
Напиток богов (пиво) по кругу

Веришь - не веришь

- Вера это или художественное творчество? Скорее всего, вера: они настолько в этом живут... Да, сочинительством занимаются многие, тот же Пономарев (Любомир). Много изданий у Доброслава. Когда читаешь его, веришь, находишься на какой-то духовной высоте, а когда соприкасаешься, во многом разочаровываешься. Доброслав - только писатель, там нет веры.

Алексей Елькин - это другое. Я год общался с ним. Он живет по вере, соблюдает Устав. В Уставе собрано всё самое хорошее, что есть в язычестве, законы, которые нельзя нарушить. Никто тебя за нарушение не осудит, ты сам себя осудишь. Табакокурение и винопитие - всё-всё презирается. Но, по-моему, далеко не все соблюдают запреты. На видеозаписи праздника Купалы видно, как дают пиво, а потом все напиваются, хотя водку Доброслав выливает в костер. Может, нелегально самогон или еще что? Трудно, мне кажется, с небольшого количества пива дойти до такого сильного опьянения.
Ярилин огонь животворящий
Ярилин огонь животворящий

Животворящая смоковница

- В основе их веры - любовное отношение к животворящей природе. Поэтому всё изготавливают сами. Сын Доброслава Александр вырезает обереги, ковши. Кто-то шьет рубахи. В такой одежде ты в своем коконе, защищен, у тебя другой взгляд на мир, меняется твое поведение.

Как отрицательный пример язычники часто приводят Христа, проклявшего смоковницу. Если человек - христианин, значит, он непосвещен, дурак, много чего не знает. Побить не побьют, но презрение к нему есть, а если он еще отстаивает свои взгляды, его никак не примут в общину.

Понятия греха у них, видимо, не существует. Считается, что славяне - люди вообще чистые, они не могут зла совершать. Есть лишь ощущение личного греха и искупления. Сам это определяешь.

Русские веды

- Доброслав говорит, что они не «верят», а «ведают». Есть и источники этого ведения. Алексей Елькин опирается на поэта Городецкого, на Николая Гумилева, Пушкина. Афанасьева считают двоеверцем. Меньше почитают Рыбакова: он более жестко, по-научному ставит вопросы. Предшественниками язычества считают Порфирия Иванова, Вернадского, Циолковского, Токарева, Зубрицкого. Вообще ученых, не признанных Советской властью. Часто ссылаются на них.

Неояз-агитпроп

- Распространение взглядов ведется не только в области, но и по стране, есть и зарубежные связи. Новороссийская газета «За Русь» рассылается по всей России. У самотверистов Новороссийск считается центром возрождения новой Руси. В Зуевке с 1993-го по 1998 год выходила «Вятская вольница» с языческой информацией. Печать существует на пожертвования. Газеты - бесплатно. Брошюры и кассеты - платно, их можно заказать. Разработаны учебные программы для школ и пр. Общины малочисленны, но они всюду: в Слободском, Зуевке, Соколовке, Уржуме, Кирове и т.д. Связи - прежде всего с московской языческой общиной, с Калужской, Рязанской, Ижевской. Основной метод общения - переписка.

Братья по жесту

- Есть ли идея альтернативного устройства общества славян? У язычников всё это неясно и расплывчато. А вот у самотверистов есть искусственно созданный язык, чтобы не проникли чужие. Земля для них - объект борьбы добра и зла. Русские, славяне, беловолосые и голубоглазые, на протяжении тысячелетий борются со злом. На всех планетах побеждает зло, холод, но люди стремятся к солнцу, хотят слиться с ним, там живут наши братья, отсюда этот жест [правая рука вперед и вверх - страшно знакомый жест. - В.Б.]. Чтобы придти к солнцу, надо вернуться на все планеты, опять их оживить, принести туда животворящее тепло. Клуб самотверистов создал Пикалов в Молдавии, там собираются его сторонники.

Конец празднику

- Когда ехали на Купальский праздник, было так много ожиданий, а уже там пошли заготавливать дрова для костра - и народ, что называется схильнул. Это вроде мелочь. Но поразило, что нет веры, нет единения. Просто люди приехали отдохнуть, повеселиться. Потом эти молодильные бои без всяких правил. Напились, озверели, кричали, как медведи.

И отношение к женщинам как к объекту, к вещи: мы за нее побьемся, чтобы поцеловать или там переспать. Из-за этого женщины и ушли. Там мужчины как в трансе находятся. Ну, и конец празднику. Кто-то приходил для любовных встреч, кто-то просто выпить. В язычниках, по сути, должны жить любовь и доброжелательство, а на деле...

ОТ АВТОРА. Неоязычество из глубины вятских лесов, куда было занесено москвичом А.Добровольским, переместилось в районные центры и город Киров, сформировалось в организованные общины, видимо, немногочисленные.

Слиться с природой? Уйти в леса, вести натуральный образ жизни? Современному человеку это покажется наивной утопией, иногда страшноватой. Но, уверяю вас, многие из неоязычников действительно верят в это, действительно так живут. Это смысл их жизни, их путь в поиске выхода из тупика. Куда он приведет? Может быть, к новому тупику?

Это во многом феномен провинциального сознания, а, как известно, вся Россия - провинция. Поэтому очень важно понять, как складываются провинциальные взгляды, в том числе языческие, как на это влияет география, местные традиции и пр. Проблема сложнейшая, в одной публикации ее можно только обозначить.

Вера БУЛДАКОВА

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz