Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Не женское лицо вятского текстиля

в исполнении Анатолия Белика
А.Белик. Красная кружка. 1993. Текстиль, аппл.
А.Белик. Красная кружка. 1993. Текстиль, аппл.
А.Белик. Отражение. 1997. Шитье
А.Белик. Отражение. 1997. Шитье
А.Белик. Сквозь призму времени. 1997. Центр. часть триптиха.
А.Белик. Сквозь призму времени. 1997. Центр. часть триптиха.
А.Белик. Сквозь призму времени. 1997. Правая часть триптиха
А.Белик. Сквозь призму времени. 1997. Правая часть триптиха

Имя кировского художника Анатолия Белика неотделимо от представления о художественном текстиле. Белик работает с тканями уже почти двадцать пять лет. Для него, выпускника Кировского училища искусств, ученика заслуженного художника России Л.М.Старковой, любовь к шитью началась едва ли не с детства - уже тогда привлекала игра ниток, хотелось попробовать компоновать ткани, а особенно - придумывать модели одежды.

С текстильных работ началось участие в выставках: на 2-ой Молодежной в 1975-м (через после окончания училища) экспонировались беликовские натюрморты в технике аппликации на ткани. Желание создавать живописные натюрморты - притягивал именно этот жанр - воплотилось в ином материале и в иной технике.

Вскоре у молодого художника появились кумиры, зарекомендовавшие себя в работе с текстилем, - педагог Лидия Старкова и ленинградская художница Елена Успенская. На первых порах стремился быть похожим на них. Отсюда стиль Volk. В те годы подобное направление приветствовалось. В разных регионах страны можно было встретить однотипные работы, уж очень напоминающие расцвеченные пестротой лубочно-нарядные картинки, правда, чересчур "осовремененные". Внутреннее чутье подсказывало Анатолию Белику, что надо искать собственную манеру и технику. Он уходил от чистой декоративности к дробной повествовательности, вновь возвращался к декоративности. Не покидало ощущение, что "всё не то".

Белик стал пробовать себя в лоскутной технике. Сразу испытал удовлетворение: первое же одеяло "Калейдоскоп" получилось таким, каким виделось в замыслах. Участие в выставках "Лоскутная мозаика" во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (Москва) и Люксембурге вселило уверенность.

При работе над одеялами было ощущение легкости, найденности своего "я". И сегодня рождаются "одиночки" и целые серии, варьируются формы и техника - здесь художник оказался оригинален, исполняя одеяла в технике, находящейся между традиционным лоскутным шитьем и печворком. Работы Белика отличает профессионализм, они далеки от самодеятельного ремесленничества. Зато в них органично оживают народные традиции, преломляясь через авторское воображение.

В 1995 году, после поездки в Австрию, произошел резкий поворот к "геометрическому стилю". Эти перемены в манере Белика опять совпали с веянием времени: "геометрия в текстиле" - сегодня целое направление в декоративно-прикладном.

От "клоунов", "скоморохов", полулубочных сцен художник пришел к абстрактно-ассоциативным конструкциям в ткани. Они четче соотносились с его стремлением к открытой условности декоративного языка. Здесь открывался простор фантазии, здесь проявилась его тяга к живописности, здесь он испытал полную свободу в реализации идей. Исчезли привязка к сюжету и излишняя повествовательность, чужеродные для ДПИ. Пропало ощущение дублированности чужого стиля.

Требующая, казалось бы, строгой упорядоченности и композиционной регламентированности геометрия позволила художнику внутренне раскрепоститься. В работах ассоциативного плана "Мои года", "Времена года", "Ромбы", "Отражение", в "космических" циклах игра линий и цветных плоскостей, фактура тканей создают образы-представления, открывают зрителю простор для воображения. При таком допускаемом отыскивании зрителем "своего", художник уверен, что малыми средствами должна быть показана большая идея произведения, она не должна уходить от зрительского взгляда. Продуманность и взвешенность деталей, цветового решения, отобранность тканей по фактурной основе - это составляющие "геометрического мышления" художника.

Кстати, Анатолий Белик считает, что в геометрической манере ему здорово помогают дети. Являясь бессменным педагогом воскресной художественной школы вот уже почти 10 лет, Белик многому у юных художников научился. Не случайны в его творческой коллекции и собственные "детские картинки", подобные сказочным сюжетам, "Коту и кошечке", "Разговору о рыжей", на создание которых натолкнули именно детские работы. Они и выполнены иначе - в технике шитья, своеобразного рисования строчкой по поверхности ткани, что позволило пишущим о художнике определить их как "текстильную графику".

Если за Беликом кто-то пытается закреплять давно им покинутую сферу стиля Volk, то это их глубокая ошибка, а непременное желание расставлять на каждом художнике "клеймо" направлений не может и не должно мешать художнику следовать своим импульсам, своей интуиции. У Белика есть огромный внутренний потенциал - будущее покажет, где истина. Ясно одно: в творческих исканиях Анатолия Белика заключена жизнь.

Елена КИРИЧЕНКО, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz