Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Стиль жизни - show

Увлеченья поколения next
Беттина Реймс. Диона с разбитым бокалом. Париж. 1990
Беттина Реймс. Диона с разбитым бокалом. Париж. 1990

Очевидно, что в нашей области по сей день главным поставщиком заказной видеопродукции остается телекомпания «Гранд ТВ». За минувшие три-четыре года «гранды» проделали путь от претензий на арт-телевидение, оппозиционное официозу ГТРК, к стопроцентно коммерческому каналу - и по форме, и по содержанию. Сегодня здесь изготовляют продукт, полностью отвечающий запросам заказчика.

И хотя для местного потребителя телепродукции главным остается критерий красоты, но подразумевается, что в любой программе (даже информационной) всё должно быть красиво, как в рекламе: броско, фактурно, заразительно. Чтоб это захотелось купить и употребить. Спрос определяет предложение. А заказчик и исполнитель вместе выносят на экран современное представление о стиле жизни и тем самым в немалой степени сами его формируют.

Программы «Дело и деньги», «Автобан», «Парадный вход» - коммерческие, по сути рекламные - работают на новых вятских. Стиль в рекламной передаче представляет собой узкий набор образов, которые монтируются вместе. Холеных домохозяек, рассуждающих о преимуществе косметической продукции фирмы такой-то, и преуспевающих банкиров на юбилейных банкетах периодически сменяют автолюбители - владельцы иномарок и пр. Это и есть главные герои нашего времени, которые заказывают музыку и наслаждаются собственным крупным планом на экране ТВ.

Замечено, что вятский подросток без особого антагонизма воспринимает этот новый стиль жизни, пропагандируемый «Гранд ТВ». Среднестатистический зритель телеканала - горожанин до 30 лет. А по сути, здесь всё - от программ СТС до рекламных роликов - нацелено на подростков. На тинейджера, который жаждет заказать песню и фильм на выбор или бесплатно передать привет, рассчитана пропаганда стиля жизни в музпрограммах «Селект» и «Only music». На чувственном уровне (через воздействие на рецепторы) навязывается образ жизни, а клиповое изображение служит неким опознавательным знаком стиля.

В свое время Сергей Эйзенштейн заметил, что импрессионизм не может активно воздействовать на сознание из-за отсутствия формы. И «Гранд ТВ» последовательно избегает на экране изображения жизни в формах, ей присущих. Здесь, особенно для рекламы, используется экспрессивный стиль и острая гротескная форма. Допустим, рекламный ролик про ремонт автомашин (реж. С.Зиновьев) с эксцентричными масками типа «Маски-шоу» или ролик про живое вятское пиво (реж. В.Сычев) с масками гиперреалистическими - навязчиво, но успешно внедряются в сознание юного зрителя.

В идеале, в рекламе для молодых должно быть много фишек: лучше воспринимается то, что прикольно. Современных молодых зрителей как правило привлекает не содержание, но форма произведения. Неслучайно они любят всевозможные шоу. А жанр эстрадного или телевизионного шоу - пышного зрелища с участием «звезд», как и любое явление массовой культуры, смещает акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Любопытно, что слово show переводится с английского не только как показ или демонстрация чего-то, но и как внешний вид, видимость (например, видимость информации или аналитики). В шоу стиль призван скреплять пустоту.

«Одевайся стильно, Петя!» - активно цитируют рекламу Nescafe тинейджеры, потому что нынче это главное: именно форма определяет содержание или вовсе его отменяет. Например, еще три-четыре года назад коммерческий телеканал мог позволить себе вытащить на экран что-нибудь концептуальное. Сегодня весь концепт состоит в том, чтобы ни под каким видом не допустить его присутствия. Худрук телеканала Сергей Зиновьев в интервью «Биноклю» признается: «Эстетика "Гранд ТВ" стандартизировалась, утратила желаемые поначалу черты индивидуальности, претензии на концептуальность...» И на самом деле телевидение слишком плотно завязано с повседневной реальностью, чтобы оставаться художественным.

Сегодня именно телевидение, делаемое по заявке телезрителей, точнее всего отражает современные претензии зрителя на овладение стилем жизни. Каким? После трудовых буден молодой среднестатистический вятский житель желает расслабиться под телерозыгрыш пива «Вятич» и западные музыкальные клипы. А форма релакса, как известно, отражает наши сокровенные мечты. Помнится, нынешние сорокалетние в свое время, стремясь уйти от государственной службы, ощущали себя свободными лишь в пределах постиндустриальной свалки.

А современной молодежи желанная свобода является в образе рая под кокосовыми пальмами. Райское наслаждение обещает каждый второй рекламный ролик. Безостановочно звучит голос Рикки Мартина, и по телеэкрану разгуливают полуобнаженные загорелые красотки из сериала «Пляж», а юный зритель не стыдится своей любви к ярким краскам латиноамериканского карнавала и к этнической музыке. Как говорится, у каждого поколения свой праздник жизни.

Факт, что европейская культура требует определенных знаний и навыков для ее восприятия, даже в тех случаях, когда речь идет лишь о тенденциях моды. Но моду толпы сегодня определяют отнюдь не парижские вернисажи и дефиле. Девушки в черных мини-футболках и облегающих джинсах, их приятели в майках до колен, в шортах и кроссовках пьют пиво из бутылок прямо на улице. У них на головах бейсбольные кепки козырьком назад. В их ушах гремят хиты из плейеров, в карманах лежат кассеты с блокбастерами. Они стремятся к комфорту и откровенно признаются, что смотрят телесериалы. Их редко встретишь в театре, но во время финальных игр КВН самый большой в городе зрительный зал всегда переполнен, а хохмы клуба веселых и находчивых с каждым годом все дальше от социальной проблематики и редко выходят за рамки низовой культуры.

Похоже, современная молодежь не спешит посвятить свой досуг погружению в классическое искусство, озабоченное разрешением трагических конфликтов бытия. Молодым ни на фиг париться над гамлетовской дилеммой, поскольку они безоговорочно выбирают «быть» не в смысле соединения «распавшейся связи времен», а в смысле утверждающего оптимизма, навяливаемого попсой. Для них искусство с каждым днем все далее от учебника жизни и всё ближе к ненавязчивой игре, где ничего не происходит всерьез. Жизнь - это лишь шоу, мюзик-холльное ревю, карнавал. На смену эпохе свершений в российской культуре приходит время бездумных увлечений, предугаданное кинорежиссером Кирой Муратовой еще в середине 90-х («Увлеченья»).

Сегодня старые советские кинокомедии с Мироновым, Папановым, Никулиным, Вицыным, Моргуновым новое поколение смотрит как чистой воды аттракцион, подобный большинству современных американских фильмов. Молодой зритель любит мифологическое кино - сказки типа «Форест Гамп» - и не терпит аналитику. Он не сомневается в том, что искусство должно обслуживать комплексы современного «маленького человека», который ощущает полноту жизни за рулем собственного автомобиля, который возвращается в «мир природы» посредством телевизионного или компьютерного экрана, избегает моральных оценок и проявляет терпимость к слабостям окружающих.

Среди новых приоритетов он чаще всего называет профессионализм и богатство, четко знает, что почем на рынке, а под Новый год желает своим близким больших денег и положения в обществе. Современный юноша убежден, что не обязан всерьез относиться к работе, не приносящей прибыли. Он ценит окружающих не за намерения или абстрактные знания, но за реальное действие и за результат (чаще всего - экономический): мол, если ты не можешь реализоваться, то это твои проблемы. Амбициозность сегодня не в моде. Романтизм как образ жизни предыдущего поколения у new generation практически сошел на нет.

Поколение эпохи постмодернизма не лишено иронии. Но если еще недавно романтическая ирония указывала на относительность окружающего мира и на безусловность мира воображаемого, то нынче проблемы двоемирия, похоже, вовсе не существует. «Живи настоящим! - говорят нам каждый вечер с молодежного телеэкрана. - Живи, не рефлексируя и не рассуждая о том, насколько это настоящее реально!» Впрочем, может быть, и на самом деле рекламный мир «Гранд ТВ» и других телеканалов есть не что иное, как самая настоящая наша повседневная реальность?! Тем более, что границ между текстом и реальной жизнью, похоже, больше не существует.

Елена БЕЛЯЕВА

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz