Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


А.Белик. Вдохновение. 1999. Текстиль, шитье
А.Белик. Вдохновение. 1999. Текстиль, шитье

Космический пикник на обочине

Прикладной андеграунд Анатолия Белика

Условно говоря, Анатолий занимается чем-то вроде текстильного маркетри: в декоративных панно Белика так же использованы нитяной узор и рисунок ткани, как в маркетри - фактура дерева. Но если поделки маркетристов в основном просто копируют образцы масскульта, то Белик сам придумывает свои тканевые композиции. Этим выбором Белик подписывает себе приговор. Текстиль - менее «благородный» и ценящийся материал, чем полированное дерево, а оригинальные замыслы автора завоевывают зрительское сердце гораздо дольше, чем знакомые с детства картинки.

Допустим, вятский маркетрист Константин Кривошеин делает деревянные репродукции русских икон и японских гравюр - и весьма востребован богатыми коллекционерами, любителями шикарных, тщательно сделанных штуковин. Анатолий же Белик занимается авторским искусством и, следовательно, невостребован. Он сознательно выбрал нерыночный, маргинальный путь и идет по этой обочине почти в одиночку уже два десятка лет.
А.Белик. Око. Из серии Космос. 1997. Текстиль, аппликация
А.Белик. Око. Из серии Космос. 1997. Текстиль, аппликация
А.Белик. К цели. Из серии Космос. 1997. Текстиль, аппликация
А.Белик. К цели. Из серии Космос. 1997. Текстиль, аппликация

Текстильные коллажи, тканевые аппликации, лоскутное шитье - как ни назови работы Белика, в общем-то они отличаются от живописи и графики только техникой исполнения. Всё при них: и рисунок, и композиция, и колорит. Особо ударяют по чувствам зрителя острая геометричность и виртуозная, чисто беликовская декоративность. Неслучайно к работам Анатолия подходят эпитеты из сферы не разума, а чувственности: пряные, терпкие, приперченые, благоухающие, нежные.

Белик - гурман, эпикуреец, гедонист. На портретах он похож на Дюма-отца, Бальзака и Гаргантюа, вместе взятых. Живописцы любят изображать эту богатую плоть на пиру жизни: то с кружкой пива и воблой, то с бутылкой вина, то с женщиной.

Художник сотворяет на полотне праздник бытия, используя сильнодействующие остраняющие приемы лубка, примитивизма, иконописи, постимпрессионизма, абстракционизма. В аппликации «Цветы и птицы» чай выступает в роли лубочного древа жизни, заверчивающего круговорот природы. Серия полуабстрактных аппликаций «Космос» близка к русскому авангарду первых лет революции. Вертикально вытянутый формат икон деисусного чина придал декоративным символам вятских «высоток» хоральную торжественность (серия «Вятка»). Сама тема диктует Белику тот или иной стиль.

Этот поочередный перебор стилевых направлений заставляет думать, будто Анатолий Николаевич взялся продемонстрировать историю изоискусства своим ученикам по студии «Палитра». Хорошо, что здесь не копирование приемов, а свободная игра с ними.

Формальные ограничения, накладываемые техникой тканевой аппликации, превращают полотна Белика в художественный раритет, сдвигают их в сферу дизайна. Если, допустим, у того же Кривошеина получается декоративно-прикладной кич для новорусского «высшего света», то у Белика - что-то вроде декоративно-прикладного андеграунда. А андеграунд сегодня понятно где.

Однако сам художник уверяет, что в конкретном интерьере тканевые коллажи зачастую лучше смотрятся, чем живопись, к тому же ткань практически не выцветает - в отличие от масла: вспомним хотя бы старинные гобелены или бабушкины лоскутные одеяла. Мечта Белика - чтобы устроили областную выставку прикладного искусства и чтобы прикладников ценили поболее, чем сейчас.

Временами от избытка сил раблезианец Белик пускается в «забаву гения» - остроумное подражание работам своих учеников (серия «С детских выставок»). Рисунок здесь строчевышит, как, например, в «Разговоре о рыжей». Это буйство фантазии и юмора не менее - а порой и более - интересно, чем продуманная геометрия «взрослых» аппликаций мастера. Побольше бы таких игрищ и забав!

Михаил КОКО
А.Белик. Белик с детьми. 1996. Текстиль, шитье
А.Белик. Белик с детьми. 1996. Текстиль, шитье

БЕЛИК А. Николаевич род. 27.08.1947 в Кирове. Закончил Кировское уч-ще искусств (худ. отделение, 1974). Преподает изоискусство в студии "Палитра" при КХМ. Член СХ с 1990. Участник обл., зональ., респ. и междунар. выставок. Жена - модельер. Сын - студент-культуролог. Брат-близнец - художник.

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz