Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


«Коронка года» от «Бинокля»: Юрий V и Дмитрий I
«Коронка года» от «Бинокля»: Юрий V и Дмитрий I

Родителей «Трех сестер» короновали закулисно

Несоюзная молодежь в борьбе с монополией профсоюза

27 марта, в Международный день театра, в Кировском драмтеатре вручались премии местного Союза театральных деятелей «Удача-99». Как всегда, каждый из трех вятских театров соревновался лишь с самим собой: условия конкурса исключали конкуренцию между театрами. Что тот год, что этот, - на сцену выходили почти одни и те же, по сути, безальтернативные лауреаты. Понятно, что СТД вправе распределить деньги именно своим членам, по собственным правилам игры.

Как и прошлой весной, журнал «Бинокль» вручал свой переходящий приз - «Коронку года», сделанную известной керамисткой Мариной Селезневой. В том году короновался режиссер театра на Спасской Вячеслав Ишин («за лучший режиссерский дебют»), а нынче - создатели спектакля «Три сестры»: режиссер Юрий Ардашев и художник Дмитрий Лобашев («за самый интересный театральный эксперимент 1999-го»). В отличие от прошлогодней церемонии, на этот раз председатель Кировского СТД Владимир Грибанов не разрешил «Биноклю» награждать на сцене: мол, Ардашев и Лобашев не члены СТД, вручайте им приз, где хотите. Коронация состоялась в фойе. А затем - интервью с «королями на год».

АРДАШЕВ Ю. род. 22.01.1965 в Кирове. Учился, но не закончил СГПТУ-2, Кир. уч-ще искусств, Гнесинку, ВГИК. Работал в телекомпаниях Star Plus, Grand TV (Вятка). Автор фильмов: «Прикосновение», Past I... Present I..., «БГ. Телепортации в Вятке». Сыну - 6 лет.

ЛОБАШЕВ Д. род. 21.04 в Вологде (год неизвестен). Образование - швейное. Учился в ГИТИСе, не закончил. Художник-постановщик спектаклей Кировского драмтеатра «Прощальные гастроли», «Вторая смерть Жанны д'Арк», «Машинистки». Оформлял шоу куртуазных маньеристов «Декаданс». Сейчас - креативный директор вятского журнала Lady's Magazin. Стилист. Холост.

- Юра, как Вы оцениваете результат Ваших «Трех сестер»?

Ардашев: - Ну, главный результат спектакля - то, что совершена попытка людей, которые не в системе театров драмы, ТЮЗа и кукол, сделать нечто свое на достаточно высоком уровне, и мне кажется, попытка удалась. Спектакль даст толчок людям, которые хотели бы попробовать себя в каких-то подобных вещах, потому что «Три сестры» - это был проект, который не ограничивался показом спектакля, а была такая акция, в общем-то пропагандистского толка, чтобы взрыхлить культуру и жизнь города. Для первой попытки это не так плохо, как некоторые хотят представить.

- Какие отклики шли после этого спектакля?

Ардашев: - То, что говорили мне лично, было достаточно благожелательно. Видимо, я общался с теми людьми, которые понимали, в чем суть дела и какие нам пришлось пройти тернии. Негативные отклики тоже были, начиная от таких примитивных, что это не классика, так классику ставить нельзя и пр.

- Судя по итогам сегодняшнего премирования, Союз театральных деятелей материально поддерживает членов Союза театральных деятелей, и им не нужен какой-нибудь несоюзный Ардашев или Салес и т.д. Они опасаются конкуренции?

Ардашев: - Нет, они опасаются не столько конкуренции, сколько каких-либо репрессий, потому что потом им могут сказать: «Вы чего там занимаетесь самодеятельностью, грубо говоря? У нас же есть определенная система, определенный круг людей, надо соблюдать статус-кво, не может быть альтернатив». А почему бы нет? Мне кажется, это только идет на пользу развитию сценического искусства. Ну, естественно, «Три сестры» - это острый спектакль. Скажем, спектакли Кулдышевой не вызывают никаких цензурных перепалок и различных мнений, потому что они безобидны. А тут есть острые моменты - цензура-то сохраняется до сих пор.

- Вы сознательно хотели создать шоковое впечатление?

Ардашев: - Да нет. В том-то и дело, что просто хотели сделать нормальную вещь. Конечно, были различные творческие разногласия, но цель-то у всех была одна. Любое хорошее произведение всегда вызывает определенный шок, потому что оно является новацией. Пикассо испытал шок, когда увидел рублевского Спаса, он сказал: ёлки-палки, я занимаюсь живописью десятки лет, а тут такое явилось чудо...

- Вопрос к Диме. Режиссерская концепция совпадала или не совпадала с концепцией художника?
Корону дали поносить и Диме
Корону дали поносить и Диме

Лобашев: - Когда я начинаю работать над спектаклем, я всегда спрашиваю: что хочет режиссер? - хотя бы в прилагательном. Так как я услышал на тот момент довольно-таки немного (у Юры все мысли были еще в пути), я пошел чисто от себя, как я это представлял. Визуальный ряд «Трех сестер» - это было полностью мое сопереживание этой пьесе.

- Не думали ли Вы, чтобы поставить этот спектакль не на большой сцене, а на малой?

Лобашев: - Тот спектакль и должен был быть на большой сцене, чтобы именно создать иллюзию того мира, того пространства, в котором живут герои. По поводу «Трех сестер» на данный момент мне очень больно говорить, потому что ребенок, можно сказать, у нас не родился, был выкидыш: ребенок не смог встать на ножки. Ну, это в принципе проблемы во многом мои. То есть плохая организаторская работа.

- Не скромничайте. Не каждый постановщик смог бы освоить такую громадную сцену, как в «Родине». Спектакль получился очень красивым, аудитория это оценила.

Лобашев: - Наш спектакль хорошо оценили критики и даже приглашали поучаствовать в «Золотой маске», но так как коллектива не было (у всех есть своя работа), мы их не могли собрать и просто выехать.

- Какие-то проекты Вы планируете вместе с Юрой?

Лобашев: - Я пока нет. Время покажет.

- Юра, Вы ушли с «Гранд ТВ». Как Вы себя ощущаете свободным художником?

Ардашев: - Свободным художником всегда быть нелегко, но потому и существуют свободные художники, чтобы познать все тяготы свободного творчества. Я об этом мало задумываюсь. У меня сейчас еще параллельно идет работа над фильмом. Так что есть стимул.

- Есть ли у свободного художника шанс выжить у нас городе?

Ардашев: - Есть. Важно только быть художником свободным (смеется). Любого художника могут питать определенные субпродукты его творчества: реклама или что еще. Но на самом деле это очень сложный вопрос.

- Не задавят ли Вас официальные структуры типа СТД, который не принял Ваши «Три сестры» и сегодня не пустил Вас на сцену для вручения Вам «Коронки года»?

Ардашев: - Будем стараться, чтобы нас приняли. Ну, не принял «Три сестры» Кировский Союз театральных деятелей - это, может быть, и моя вина, потому что в свое время мы не пригласили на премьеру, может быть, кого-то. И потом, если ориентироваться только на Кировский СТД, тогда незачем заниматься спектаклями. В конце концов, нам-то важен зритель, а все равно потом те же члены СТД придут, посмотрят спектакль. Поскольку Киров - это периферия, тут еще сохранилось положение вещей с 70-80-х годов. Если театральная жизнь в городе закипит, СТД вынужден будет заметить то, что происходит. Иначе для чего вообще существует Союз театральных деятелей? Пример Москвы: там куча театров, на той же «Золотой маске» смотрят все спектакли и в меньшей степени стоит вопрос, член ты СТД или не член. От этого нужно отходить еще и потому, что в Кирове не было никогда проектов, подобных «Трем сестрам», поэтому СТД еще не знает, какие решения стоит принимать. Если тут будет ставить куча театров, если они будут работать на постоянной основе, они плавно вольются в СТД, грубо говоря. И всё.

- Говорят, Вы, Юра, приглашены со своим фильмом на кинофестиваль в Канаду. Расскажите немного об этом.

Ардашев: - Фестиваль Input'2000 проводится 27-й или 33-й раз, я не помню. Туда отбираются работы, которые, на взгляд организаторов, определяют пути развития аудиовизуальных искусств. Сначала идут региональные конференции, отбираются работы стран СНГ и Балтии, потом - этап в Штутгарте, а в мае - финальный этап в Канаде. Всего отобрано 90 работ, из России едут три работы: моя - Past I... Present I..., Виталия Манского - «Монолог. Частные хроники», и дочь Михалкова-Кончаловского Катя Двигубская везет короткометражку «Ты и я», сделанную под Боттичелли. Эти три отобраны из около трехсот российских работ. Документалисты говорят, что если ты попадаешь на Input, ты входишь в обойму: там будут тысячи продюсеров, может возникнуть копродукция, тебя будут приглашать на разные фестивали и пр. Хотя, честно говоря, я не думал над этим. Посмотрим.

(Специально для «Бинокля»)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz