Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Отто Ршер. В кафе. 1998
Отто Ршер. В кафе. 1998

Прощайте, скалистые горы?

В арт-салоне отшумела выставка "Ребро" (объекты Отто Ршера и Андрея Ситникова)

Отто Ршер - это команда людей, которые не знают друг друга, но их творческие усилия синтезируются в одно целое вятским фотохудожником Александром Воробьевым. По крайней мере, так уверяет сам Воробьев. Если подбирать какие-то аналогии, то прежде всего вспоминаются команды питерских кинонекрореалистов и митьков (в их дебютах). Танки идут ромбом, а авангардисты - колонной манифестантов, выпускающих совместные манифесты.
Отто Ршер. Искушение. 2000
Отто Ршер. Искушение. 2000
Отто Ршер. ОраториЯ. 1998
Отто Ршер. ОраториЯ. 1998
Отто Ршер, Дмитрий Лабутин. Маша-Марина. 1997
Отто Ршер, Дмитрий Лабутин. Маша-Марина. 1997
А.Ситников. Фигурация. 1998-99. Сложная техника (дерево, металл, лавсановая пленка)
А.Ситников. Фигурация. 1998-99. Сложная техника (дерево, металл, лавсановая пленка)

Синтезатор (Воробьев) называет работы Отто Ршера "со-роковая фотографика", производя эпитет от рок-музыки, где процветает коллективное творчество. Безусловно, подобно року, перед нами не масскульт, а искусство для продвинутого зрителя. В этих невеселых картинках - своеобразный некрореализм, словно их делал бомж или панк - одним словом, тот самый Отто Ршер, расписавшийся на работах там и сям.

Фотографика Отто Ршера - союз фото, стихов и графики. Компоненты анонимны, как граффити в туалете или на заборе, но в синтезе они приобретают авторство, авторский взгляд. Изображение в целом как бы стерто до небытия. Это почти случайные снимки из семейного альбома, плохо сохранившиеся, полууничтоженные временем, но на них отчетливее, чем на цветном кодаковском фото, прочитывается то самое время.

Век и тысячелетие кончаются терроризмом, бомбардировками, землетрясениями, массовой гибелью людей, истерией страха. На "чернуху" жизни хорошо ложится "черная" фотографика Отто Ршера. Автор намеренно искажает форму, затемняет картинку, нарушает орфографию, ломает смыслы, смешивает искусства, применяет грубые фактуры. Стиль неоварварства - бесстилье, всеобщая ломка структур.

Если Отто Ршер разрушает форму, то Андрей Ситников, наоборот, ее культивирует. Он не пользуется псевдонимом: Ситников равен самому автору. В его керамике и деревянных скульптурах нет ничего необязательного. Это набор знаков, сведенный до объемного фантастического иероглифа - то утонченно-удлиненного, то немыслимо-искореженного. Элементы древних культур - мексиканской, египетской - продырявлены, дерево протезировано металлом, в гильотине заведен таймер.

Разгадывать эти многозначные "тексты" - увлекательное и будоражащее занятие. Каркасы человеческих существ, оболочка без души, символические прорехи на месте живой плоти... Андрей нашел пластический эквивалент ощущения того, что современный человек обветшал и прогнил, морально разложился и уже не возродится. Это полые люди, последние люди земной истории.

Идеальным было бы увидеть эти скульптуры монументальными - в камне или природном гипсе, на площадях и в парках. Однако такая судьба более характерна для западного скульптора, скажем, Генри Мура, чем для российского, вроде Вадима Сидура. Ситников близок Муру и Сидуру, но живет в стране Сидура, тем более во времена, когда здесь нарастает энтропия - и потребительской массе для релаксации требуется кич.

Борьба за выживание сокращает количество любителей новаций. Искусство и жизнь постепенно исчезают, истончаются, выветриваются, как скалистые горы, и этот процесс можно воочию ощутить по объектам Отто Ршера и Андрея Ситникова.

Михаил КОКО

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz