Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Вверх по лестнице, ведущей...

 

В Детской художественной школе г. Кирова в ноябре 2016 года прошла претендентская выставка молодых художников "Ступени"

 

Сергей Перминов. Обычный питерский дом. 2013. Орг., масло

Мне как гостю города Кирова, прибывшему впервые в вятские края из Барнаула Алтайского края, не по долгу службы, но из любопытства и искусствоведческого образования было интересно - а какие художники здесь, чем вдохновляются и в каком направлении работают? Чем живёт творческая молодёжь, объединяется ли в группы, часто ли радует выставками?

Афиша выставки

Почти одновременно с выставкой сестёр Веры и Ольги Маринчук в арт-центре библиотеки имени Герцена я попал на претендентскую выставку "Ступени", где большая часть участников (а их по числу 18 человек) - молодые художники - студенты и выпускники Вятского художественного училища им. Аркадия Рылова. Первое, что я отметил, так это высокий уровень подготовки каждого из участников. Претендентам на вступление в молодёжное отделение был отведен один зал, претендентам в Вятское отделение Союза художников России - другой. Отличные под выставку помещения, хороший свет и отборная экспозиция радовали глаз.

Перемещаясь от одной работы к другой, я жадно впитывал краски и собирал ощущения. Сразу было понятно, что училище куёт ценнейшие по профессионализму кадры. Видна преемственность - от мастера к ученику, и эта связь не прерывается и не деградирует. Старшее поколение поддерживает молодых, молодёжь подтягивается к зрелым мастерам. А если обратной связи не происходит - художник изолирован в пространстве, развитие идёт медленно и тогда он мигрирует, ищет новые места, где может реализовываться и получать не только поддержку, но и критику, отдачу труда как таковую.

Пейзажи на выставке традиционны и отражают место и время, самобытность и уникальность. Будь то вятские просторы или архитектурный городской пейзаж старой Вятки - все работы объединены любовью и почтением к истории, традициям и родному краю. Яркими молодыми дарованиями можно назвать лидера и председателя молодёжного отделения Сергея Перминова, преподавателя художественной школы Екатерину Краеву, графика и дизайнера Илью Пестова-Целищева. У каждого сложившийся творческий почерк, своё направление, тема. Более зрелые по возрасту претенденты на вступление в Союз художников - Милена Пестова и Ольга Балашова.

Художник Сергей Перминов. Фотопортрет с сайта ДХШ

Мне хотелось бы заострить внимание на двух наиболее запомнившихся участниках.

Сергей Перминов (1993 г. р.) представляет на выставке стихию живописи. Его работы с использованием масляных красок на оргалите выполнены смело, даже экспрессивно. Работы легки, приятны глазу, но не поверхностны, а тщательно продуманы и по композиции грамотно закомпонованы. Старые домики, вятские или питерские, каждый со своей историей… Дома, в окнах которых свет, отражения вечернего города, жизни в квартирах через стёкла - излучают тепло и уют… Птицы, обручённые с городом, спят на ветвях, взмывают ввысь на крыши и выше… Всё живое, в движении, пульсирующее по свету и эффектное по цвету. Такие работы не могут не понравиться. Хороший вкус плюс техничность, живость, молодость.

Особенно удаётся Сергею Перминову передать фактуру: с помощью мелких штрихов, "царапин", потёртостей создается правдоподобность материала - камня, кирпича, осыпающейся штукатурки, соломы, прогнивших бурых влажных выцветших досок. Небо электрическими проводами, как швами, прошито и склеено; дома, словно под увеличительным стеклом, деформируются; передний план растёт в размерах - по краям закручивается, высвечивая и приближая к нам центр всей композиции. При этом за счёт проработанной фактуры и точно переданного освещения не теряется ощущение глубокого и реалистичного пространства.

 

Картины Сергея Перминова 2016 года (слева направо): "Сон вечера" (х., м.), "Вечером в Бахте" (орг., м.), "Белая Гвардия" (х., м.)

Художник любит работать на контрастах. Использует дополнительные цвета, что придаёт большую выразительность работам. Вдохновляется архитектурой, ещё не испорченной пёстрой рекламой. Каждая работа Сергея Перминова живёт через внутреннее движение и дыхание, несёт всё очарование города в любое время года, открывает глаза на красоту простых сюжетов, пронизана любовью к малой и большой родине.

Художница Екатерина Краева. Фотопортрет со страницы ВКонтакте

По словам Екатерины Краевой (1988 г. р.), её интересуют состояния, например, погодные: утро, вечер, зима, лето. Время суток или года отражает настроение и, судя по работам, - это настроение чаще жизнерадостное, светлое.

Техника пастели позволяет давать мягкие нежные оттенки и переходы. Пастели под стеклом, словно размытые дождём с отражениями в зале, настолько гармонично вписываются в пространство, что, кажется, будут смотреться отлично в любом интерьере и интерес дизайнеров к работам Краевой не случаен. Работы отлично смотрятся в сериях, дополняют друг друга, а небольшой формат только усиливает желание приобрести работу к себе в коллекцию. Несмотря на общую технику и почти сформировавшийся стиль работ, присущий художественному видению Екатерины, - она каждый раз ставит для себя новые задачи и темы. Цветочные серии, натюрморты в пейзаже или интерьере, деревенские сюжеты и жанровые сценки, панорамы городов и архитектура - церкви, соборы, Кремль - можно было увидеть на выставке.

Выставка "Ступени" позволила мне понять, что уровень претендующих на вступление в Вятское отделение Союза художников России довольно высокий и заслуга в этом, конечно же, в первую очередь, преподавателей - старших мастеров, которые могут гордиться своими талантливыми учениками.

 

Виталий Одинцов

 

Екатерина Краева. Ростов Великий. Кремль. 2014. Бум., пастель

 

Екатерина Краева. Букет. Лето. 2016. Бум., пастель

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008