Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Воистину диссидент!


Сын бывшего председателя Уржумского райисполкома и секретаря райкома КПСС Сергей Шуклин ищет veritas не в вине, а в Русской Истинно-Православной Церкви

 

Отец Сергий (Шуклин) с матушкой Галиной в уржумском домовом храме. 2005

 

Человек с блестящими умственными способностями, он всего добивался легко, но всегда сворачивал с магистрали на обочину. Сначала лавры поэта и историка променял на рясу священника, потом ушёл из официальной церкви в зарубежную (РПЦЗ), а после раскола в 2001-м - в её наиболее радикальное крыло.

Сейчас Сергей Шуклин служит настоятелем Уржумского домового храма во имя священномученика Виктора Островидова - под омофором (покровительством) архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника), главы Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви. Сергей, как и Тихон, отверг недавнее присоединение РПЦЗ к "советской церкви - сергианско-экуменической Московской Патриархии" как "Акт великого предательства" (www.catacomb.org.ua).

Шарж Галины Шуклиной. Журнал "Авангард" № 7-8, 1988

 

Всеведенье пророка

 

Впервые о Сергее я услышал в январе 1983-го: он, студент МГУ, прислал отцу в Уржум открытку со стихотворением "Свеча горела на столе, свеча горела…", отец (второй секретарь райкома) отнёс открытку в местную партийную газету "Кировская искра", а редактор Василий Помещиков, не догадываясь, что это известный стих Пастернака, напечатал его в новогоднем номере под псевдонимом Сергеев. При этом Помещиков отбросил последнюю (по его мнению, старомодную) строфу и поправил нобелевскому лауреату несколько строк. Смеялись все.

А знаком я с Сергеем со времени его пришествия в литклуб "Верлибр" (1986). Его замысловато язвительные стихи с фрейдистским подтекстом пользовались успехом у местных интеллектуалов и особенно у интеллектуалок (библиотекарш, художниц, поэтесс), а антикоммунистические выпады на занятиях в пединституте, где он преподавал историю, попали в поле зрения КГБ. Шуклин был уволен.

По воспоминаниям Сергея, в 88-м замначальника УКГБ, генерал Геннадий Личутин предлагал ему стать "агентом влияния", а за это обещал восстановить в "педе" и направить в аспирантуру МГУ. Но Шуклин отказался. Профилактировал его и местный гебист Юрий Исупов, сам в прошлом - историк. На Исупова Сергей сочинил эпиграмму:

солнечно
ждут холодов
нарядные люди на пляже
разве в чёрных очках
разглядишь сторублёвку на свет
Сборник стихов Шуклина в серии "Страна родная". Вятка, Самсебеиздат, 1988. 134 стр., иллюстрации Ивана Глухова

Удивительно, но эпиграмма 1987 года оказалась пророческой: её герой дождался и холодов, и дивидендов, став сегодня важной персоной в местном отделении "Единой России". Вывод: Шуклин видит человека насквозь - и в силах предсказывать будущее.

В точку попала и тогдашняя эпиграмма на себя: "Прёт провинциальность из столичности - / модный сплав страдания и лени… / Пресвятое становленье личности, / только почему-то на колени". Вскоре - на волне ухода вятских неформалов в православные священники (Андрей Логвинов, Александр Зверев, Альберт "Мор" Меркушев [о. Тихон]) - туда же двинулся и Шуклин. Отдал друзьям все светские книги, свои сборники и рукописи, забросил сочинительство и погрузился в церковный мир.

 

Свободный радикал

 

И шатало его, и кидало его, он менял адреса, мысли тоже менял. Будучи настоятелем Афанасьевской церкви, внушал прихожанам, что Патриарх - еретик, вероотступник, ставленник власти. И ни один прихожанин не донёс на отца Сергия: есть у него, многоречивого, дар убеждения паствы.

"Московская Патриархия - последний реликт советского общества, где всё основано на лжи, - уверяет Шуклин. - Все священники Вятской епархии видят, как здесь на словах проповедуют Евангелие, а живут совсем не по-евангельски. Один мудрый епископ сказал: "Они Евангелие целуют, но не читают". Вот и я не смог лгать и терпеть ложь".

Сергей Шуклин в 1990-е

В 1997-м вместе с дьяконом Никодимом Каменских (учеником религиозного диссидента Бориса Талантова, репрессированного в 69-м Кировским КГБ) Шуклин перешёл в Церковь Зарубежную под омофор митрополита Виталия (Устинова). После 11 сентября 2001-го Виталий отказался "служить с иудеями" (на траурной церемонии всех религиозных конфессий в Нью-Йорке), и РПЦЗ раскололась. Большинство пошло за митрополитом Лавром (Шкурлой), который и присоединил зарубежников к Московской Патриархии (2007). Шуклин же выбрал сторону радикального меньшинства, а после смерти Виталия (2006) очутился в Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) - одной из частей раздробленной "зарубежки" (с приходами в России).

Кажется, что эти разброд и шатания носят виртуальный характер. Как был у отца Сергия молитвенный дом в Уржуме (частная собственность, зарегистрированная городской властью), так есть и сейчас. Как служил там Шуклин (с дьяконом Никодимом) по выходным и православным праздникам, так служит и теперь. Правда, уже без дьякона: 7 августа 2007-го Никодим Каменских (видный правозащитник 60-х) скончался, и Шуклин отпевал его в своём храме.

И всё же глубокий раскол в православном движении сказывается: за пару лет число прихожан у о. Сергия сократилось с трёх до двух десятков, уменьшаются и пожертвования из-за рубежа. Не факт, что Шуклин бедствует, но материальные затруднения начал испытывать. Недавно он даже пытался получить в Кирове третью группу инвалидности по зрению (и пенсию), но ему сказали: раз в очках вы видите, значит, работать можете. Выручают заработки жены (художника музея и руководителя изокружка гимназии) и пенсии родителей, с которыми он живёт в уржумской квартире.

 

Изгоняющий дьявола

 

Богословских трактатов Шуклин не пишет: нет желания подставляться под духовную цензуру. Исторических трудов - тоже: в Уржуме нет архивов. Зато балуется неподцензурными эпиграммами. Вот на известного вятского священника, автора книги о духовном смысле дымковской игрушки:

Поэт Андрюша Конопушкин
Познал духовный смысл игрушки,
Хотя давно он служит сам
Игрушкой злобнейшим бесам.

Зато эпиграмм на секретаря Вятской епархии у Шуклина нет: по его мнению, Александр Балыбердин выправляет многое из того, что было запущено до него, "авгиевы конюшни чистит". Уважает Сергей и митрополита Вятского: дескать, Хрисанф (Чепиль) - антикоммунист, сторонник церковной независимости от власти, "он очень тепло отзывался о Борисе Талантове".

Отец Сергий (Шуклин) служил в Леснинском монастыре РИПЦ (Франция) осенью 2007 года. Подробнее см. блог монастыря в ЖЖ

Шуклин мне пообещал, что вернётся в Вятскую епархию, если в Московской Патриархии начнётся "новый курс". Он согласен с епископом Анадырским и Чукотским Диомидом (Дзюбаном), обвинившим руководство Патриархии в "отступлениях от чистоты православного вероучения", "духовном соглашательстве (неосергианстве), подчиняющем церковную власть мирской", в ереси экуменизма, "трансформирующего все религии в единую - такую, которую должен возглавить антихрист".

Идею Диомида о созыве Поместного Собора, на котором и миряне, и священники должны решить вопросы обновления церкви и преодоления раскола, поддерживают многие, в том числе Шуклин. Но, по его мнению, Собор не реален, пока у власти такие, как Алексий II (Ридигер) и Кирилл Смоленский и Калининградский (Гундяев).

По сути, это бунт фундаменталистов (Диомид Чукотский, Тихон Сибирский, Сергий Уржумский и др.) против прагматиков (Ридигер, Гундяев, Кураев и пр.). Я рад за духовную эволюцию Сергея Леонидовича: из диссидентов политических - в диссиденты в первоначальном смысле этого слова (религиозном). Думал ли поэт Шуклин двадцать лет назад, что будет уличать Патриарха и присных его в конформизме, торговле табаком и нефтяными акциями, контактах с мусульманами-многожёнцами и иудеями (чей "отец - диавол")?!

 

Михаил Коковихин

 

Шуклин Сергей Леонидович род. 4.10.1961 в Вахрушах в семье служащих. Золотая медаль школы в Слободском. Истфак МГУ (1984). Уволен из КГПИ (1987). Член Вятского литклуба "Верлибр" (1986-91), лауреат облконкурса поэзии (1988). Автор нескольких сборников в Самиздате. Участник неформального движения Вятки. С 1992 - в Вятской епархии. Был настоятелем храмов в Каринке Кирово-Чепецкого р-на и в Афанасьеве. В 1996 вышел за штат Московской Патриархии. В 1997 перешёл в РПЦЗ. С 2001 - в отколовшейся от РПЦЗ ветви Виталия. Затем - в РИПЦ. Живёт в Уржуме. Жена Галина. Дети: Мария - 10-классница, Тимофей - 6-классник.

 

"Вятская особая газета" 30.08.2007, № 34

 

P.S. Возвращение блудного отца

 

"5 февраля [2008 года] в Уржумское благочиние указом митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был назначен ещё один священник - отец Сергий Шуклин. О. Сергий будет служить в сёлах Рождественском, Русский Турек и Шевнине. Он закончил исторический факультет МГУ, затем духовное Вятское училище. Ранее служил в селах Кирово-Чепецкого и Омутнинского благочиний, а теперь прикреплён к Уржумскому району, где живут его родители". (Уржумская газета "Кировская искра" № 25 (11786), 26 февраля 2008 года)

В храме уржумского села Рождественского 15 августа 2008-го: митрополит Хрисанф и настоятель храма иерей Сергий Шуклин (в очках). Подробнее см. сайт Вятской епархии: eparhia-vtk.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz