Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Вдаль по параболе


В сорок лет художник Дмитрий Патрушев пришёл к выводу: живописанье импульсивно, но можно на него прожить

 

Дмитрий Патрушев на открытии своей выставки "Цветы и город" в Доме-музее Хохрякова. 2005. Фото В. Трапезникова

 

Он подарил нам новый взгляд на старую Вятку. Под его кистью наш город потерял облик "серебряной Вятки" (термин художника Пестова, перенятый у лингвиста Захарова), став мажорно-цветным, словно написан французскими импрессионистами. Всё к лучшему в этом лучшем из миров! Если поверить древним римлянам и Петру Вайлю о существовании "гения места" (genius loci), то Патрушев - один из главных здесь кандидатов на эту роль.


Вечный зов предков

 

Сто лет назад вятский прадед Дмитрия жил в деревне Петушки, в районе нынешней Филейки, но после Октября погрузил на телегу всю семью и укатил под Кострому - в сусанинские леса, подальше от большевиков. Внучка беглеца вернулась потом на бывшую вятскую землю - в удмуртский город Глазов на реке Чепце (по распределению после медучилища). В Глазове у неё и родился Дима. В 93-м женился он на студентке Кировского пединститута - и с приходом Путина окончательно поселился в Кирове. Возвратился на землю предков, к праотеческим гробам на Филейском кладбище…

А до того успел поучиться в художественной школе в Глазове у члена Союза художников Леонида Мордвина - и в Москве на курсах акварели Сергея Андрияки (сейчас это Школа). От Мордвина Патрушев, по его словам, набрался больше: "Мордвин - реалист, но линия у него живая, смелый цвет, работы экспрессивные. Соцреалисты били его крепко. А Андрияка сохраняет технику отца - известного соцреалиста. В смысле техники Сергей безупречен, но как художник скучен. На недавней его выставке в Кирове меня впечатлила лишь огромная акварель "Пожар в Манеже" - там и горечь по сгоревшей жизни, и демонстрация технических навыков, доведённых до совершенства".

Афиша первой выставки группы "Авантаж" на стене галереи на Спасской. 2005

На эту выставку Дмитрий Викторович водил своих учеников: он преподаёт живопись и рисунок в Вятском гуманитарном. И сам чуть ли не мэтр. Уже не торгует на вятском Арбате, как в начале нулевых годов. Там, у скверика на Московской, он подружился с другим продавцом - художником Сашей Подшиваловым. Тот познакомил с Толей Пестовым. А на выставке флористики и "флортюрмортов" Диме встретился Саша Дёмышев. "Независимо от произнесённых слов мы все поняли, что близки по духу и творчеству. Мы - романтики". Быстро вчетвером поняли: стаей лебедей веселей даже пролетать по небу, а не то что жить на Земле...

Старая пожарная каланча. 2002. Б., акв.

Так возникла группа "Авантаж". Название подсказала искусствовед Татьяна Малышева. На открытии первой выставки квартета ("Оранжевый мостик" в галерее у Елены Балезиной, 2005) Татьяна Васильевна говорила: "Авантаж - по-французски - выгода, польза, благоприятное положение. Пусть благоприятность сопутствует этой группе!". Дима же переводит так: "Авантаж - это успех совместными усилиями или симбиоз людей общих взглядов".

 

Уходим, как "Волга" из лета

 

Каждый из четвёрки по-своему убегает от реализма. У Патрушева - поиски синтеза импрессионистских приёмов с символизмом. На картине "Без названия" (2005) пожарная часть № 2 с каланчой на улице Свободы получилась трехэтажной: четвёртый этаж, который есть в реальности, показался Дмитрию перебором. Каланчу художник погрузил в метельное марево с горящими ещё фонарями и уже зажигающимся в окнах светом. В соседнем доме окна жёлты по вечерам и по утрам, и за вьюгой невидим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной - в общем, кто-то там угадывается в тумане…

А из тумана вышел Дима:

Без названия. 2005. Х., смеш. тех.

"Улица Свободы у каланчи понравилась мне староукладностью. Там у меня ощущение, что где-то рядом - ярмарка или базарная площадь. Бывают места, где ассоциативно у тебя всплывает картинка - какой-то образ. Вижу кусочек улицы - и он даёт толчок для фантазий: там особая аура, словно снимают кино, а архитектурный объект типа каланчи или "Центральной" гостиницы - декорация. Идёшь мимо и возникает мысль: как здесь было лет тридцать назад? Схватить эту ауру и перенести в картину - моя задача".

Однажды в 2004-м, когда у Дмитрия шли занятия в ВятГГУ, он спустился во внутренний дворик покурить. И там его "пробил" контраст. Только что он вернулся из жарких, богатых фруктами краёв (из турпоездки в Тунис и Италию), а здесь, на Вятке, своя прелесть: медленно - в сумерки - хлопьями падал первый снег…

Дима быстро поднялся наверх и набросал, как он говорит, "почеркушку". А дома сделал по ней пастель, вписав туда машину "Волга". "Если бы я не съездил на юг, первый северный снег был бы другой. Если бы не было там "Волги", не было бы смысла это изображать. Уходящая "Волга" - как уходящее от нас время…"

Потом на открытии "персоналки" "Цветы и город" в Доме-музее Хохрякова пастель "Первый снег" впечатлила всех. Некоторые гадали: кого по первопутку везут в "Волге"? Хулигана Буковского из тюрьмы - менять на Луиса Корвалана? Алкаша Веничку Ерофеева в психушку - делать ему биографию? Декабриста Ходорковского в Сибирь? А оказалось - увозят из лета каждого из нас…

Д. Патрушев. Первый снег. 2004. Бум., пастель

 

Мечты сбываются и не сбываются

 

"Живу на деньги с продаж картин. У многих живопись - хобби, а для меня - профессиональный заработок. Мне это очень нравится: отдавать живописи всё время - думать о картине, развивать идею, читать великих мастеров. Бывает, что повторяю работы по заявкам, но не могу одно и то же копировать больше трёх раз: скучно. Пытаюсь объяснить заказчикам: я не кокетничаю, моя манера импульсивна, письмо спонтанно, мазок мастихином невозможно предугадать, нельзя повторить замес краски, вернуться в то настроение. Скатиться на поток, я думаю, мне просто не дано. Но до совершенства - далеко. Мой главный интерес в живописи - упрощение форм, цвет и динамика. Гонюсь за тем, чтобы передать сиюминутность, мимолётное мгновенье".

Д. Патрушев. Сон блондинки. 2006. Х., м.

В 2006-м, по совету питерских художников, Патрушев разместил свои работы на сайте staratel.com. Откликнулся Виктор Карцев, председатель фонда "Культурное достояние" (СПб). Купил недёшево у Дмитрия несколько работ - в собственность галереи "N-проспект" (на Невском). Осенью 2008-го Патрушев съездил на пленэр художников СНГ в Черногорию (под эгидой "N-проспекта"), познакомился с Карцевым, поучаствовал в выставке в городе Столиве и в посольстве России в столице Подгорице. Его живопись вышла в Европу и виртуальное пространство (art-spb.ru, fond7.ru). На сайтах - виртуозно написанные им цветочные натюрморты и пейзажи (по ценам с четырьмя-пятью нулями в рублях).

Мечта - может быть, несбыточная - убежать, как Гоген, в жаркие страны и живописать там в своей мастерской. "На Корсику или в виноградничек в Италии". Спонтанно возник "Сон блондинки" - по словам Димы, всплывшее из подсознания мимолётное виденье. Типа Музы. Портрет висит в домашней мастерской - и помогает работать. Кого из вятских моделей сия Муза мне напоминает?

 

Михаил Коковихин

 

 

Патрушев Дмитрий Викторович род. 24.02.1969 в Глазове в семье медсестры и электрика. Окончил Глазовскую худ. школу (1982), в Москве - ин-т физкультуры (1992) и 4-месячные акварельные курсы Сергея Андрияки (1990-91). Служил в войсках связи в Подмосковье, мл. сержант (1987-89). Жил в Москве (1986-93). В Кирове - с середины 1990-х, постоянно с 2000. С 2003 преподаёт в ВятГГУ. Мастерская - на дому. В 1999-2003 продавал работы у скверика на Московской, сейчас - в худсалонах. Член Творческого Союза художников России (2003). Работы - в частных и корпоративных коллекциях Германии, Франции, Польши, Туниса, РФ. Жена Люда преподаёт историю дизайна в ВятГГУ, детей пока нет. Пристрастия: Хемингуэй, Лондон, Пушкин, Брюсов, Чехов, Григ, Вагнер, Бах, Моцарт, Чайковский, Лист, Штраус, Вивальди, Глинка, Коровин, Моне, Писсарро, Сислей, Берта Моризо, Тёрнер, Констебл, Уистлер, Артур Фонвизин, Эдуард Гороховский, Демидов, Агалакова, Уинслоу Хомер, Александр Петров (м/ф "Моя любовь"), сбор грибов, черногорское красное вино Vranac. Бросил курить в 2007-м.

 

"Вятская особая газета" 5.03.2009, № 8

 

Д. Патрушев. Вечер премьеры. 2005. Бум., акв.

 

Д. Патрушев. Полуденный кофе. 2005. Холст, акв.

 

Д. Патрушев. После дождичка. 2005. Холст, акв.

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz