Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Не путать божий дар

с яичницей в меню скандалов


Юрий Бабин продолжает размышлять о ситуации в театральном мире города Кирова. На этот раз - в полемике с журналисткой Еленой Окатьевой

 

"Новый театральный сезон все кировские театры встретили без художественных руководителей. Если вспомнить, что у нас всё ещё и министра культуры нет, то творческий кризис налицо".

 

(Из статьи "Салат со скандалом" в "Бизнес новостях в Кирове" от 04.10.2015)

 

Юрий Бабин. Фото с личной страницы Вконтакте

Я очень рад, что предыдущая публикация в "Бинокле" по итогам сезона вызвала такие противоположные и активные суждения о деле театральном.

Не люблю что-то объяснять в своих статьях, а уж тем более копаться в чужих. Человек сказал то, что хотел, и так, как хотел! А ты, если не согласен, сядь и напиши свою точку зрения.

Вот сейчас и пишу свою точку зрения на некоторые посылы Елены Окатьевой в статье "Салат со скандалом" ("Бизнес новости в Кирове").

Прошу простить обильное цитирование, но фразу рассматривать надо в общем контексте. Цитата первая:

"…А театр и художественный лидер - это действительно, в идеале, семья. Счастливая. В основе которой - всегда любовь и уважение. Театру на Спасской до сих пор везло в этом смысле: Алексей Бородин, Александр Клоков, Борис Павлович... Такие имена! Каждый из них стал большой любовью и для театра, и для города" (курсив мой. - Ю. Б.).

Алексей Бородин и Александр Клоков - это совершенно другие имена, чем Борис Павлович. Я это знаю.

10 января 1979 года я перешёл работать в ТЮЗ им. Н. Островского с поста директора театра кукол по настоятельной просьбе Алексея Владимировича Бородина. Годы работы с ним - это бесценная школа научения профессии директора театра. Именно профессии, а не должности!

Наш ТЮЗ той поры - это азартный дух совместного делания, сопричастие к театральной культуре столиц, постоянное поднятие для себя планки творческих притязаний. Приезд на лабораторию в Киров Марии Осиповны Кнебель зарядил тогда какой-то доброй энергетикой всё наше закулисье.

"В театре нет и не может быть мелочей!" - фраза Алексея Владимировича, которую он любит повторять, - с той поры стала главным рефреном всей жизни. Когда его забрали в Москву - театр и город осиротели. Все чувствовали себя обездоленными…

Потом я поехал в Казань, посмотрел спектакли молодого Александра Клокова в Казанском ТЮЗе и привёз его в Киров. Неожиданным было это решение - все видели на посту главного того режиссёра, который уже выпускал в нашем театре премьеру. Настороженно принимал нового главного город. Но я был уверен, что с приходом Александра Павловича возродится дух Бородина. Ученик Марии Осиповны Александр Павлович не ломал, не разрушал, не отрицал прежнего театра, а уверенно начал строить своё.

С Борисом Павловичем мне работать не довелось, но можно верить искренности его самооценки. Цитирую:

" - Круг зрителей, который сформировался вокруг вас и Театра на Спасской, отличается от той аудитории Кировского ТЮЗа, которая была 7 лет назад?

- Предыдущий художественный руководитель, Александр Павлович Клоков, ныне педагог Школы-студии МХАТ, проработав в театре 23 года, создал репертуар в основном для умного, интеллигентного, взрослого зрителя. При нём сформировался образ театра, требующий серьезного размышления. Актёры отгородились от окружающего мира большой бетонной стеной, и это позволяло им делать спектакли высокого эстетического вкуса. <…>

Я приехал из Петербурга с другими установками и с представлением, что театр - это место для общественной дискуссии. Конечно, я начал выдавать совершенно другой продукт, который прежней целевой аудиторией воспринимался как однозначная деструкция. Красоты нет на сцене, глубины философской нет. Я, действительно, не очень умею это делать. Хотя по-настоящему ценю глубокие спектакли и не являюсь их противником. Но во мне очень сильно диалоговое начало. Мне интереснее спектакль как предлог для разговора, как "Вятлаг", например, художественный язык которого предельно прост" (курсив мой. - Ю. Б.).

(Татьяна Власова. "Театрал". 4 сентября 2013)

Евгения Тарасова и Борис Павлович в спектакле "Вятлаг". Москва, "Мемориал", 15.11.2013. vk.com

Борис Павлович не мог стать таким художественным лидером, какими были и Алексей Владимирович Бородин, и Александр Павлович Клоков. В Кирове все помнят, что такое "период Бородина" или "период Клокова" в жизни города. Они естественно выросли здесь в лидеров российского театра, стали для театра и для города действительно "большой любовью".

…В Смоленске Владыка Кирилл, тогда еще не Патриарх, а Архиепископ Смоленский и Калининградский, мне очень просто объяснил разницу между "сектой" и "церковью". Секта строится на отрицании, на деструкции (от лат. destructio - "разрушение, рассыпание конструкции"), а церковь - это всегда созидание, сотворение во имя Бога.

Кировская афиша 2013 года

Борису Павловичу подлинным лидером стать помешала идея отрицания предыдущего. Он - несомненно, интересный режиссёр, обладающий высокой культурой - вторгаясь со своей установкой, что "театр - это место для общественных дискуссий", в чужой монастырь "театра, требующего серьезных размышлений", естественно не смог за 7 лет работы в Кирове эту идею воплотить. Возможно, если бы он проработал столько же, сколько Бородин и Клоков вместе, то, может быть, в Кирове и возник бы новый "театр митингового действа", и он вырос бы в лидеры театрального мира ХХI столетия.

Но за 7 лет возникла только группа единомышленников в театре, создалась молодая и активная группа фанатов, которые другого театра, кроме "театра диалогов Бориса Павловича", не видела, и видеть не хочет! И наступил порог. Как он сам признался в одном из интервью, "я ощущаю какой-то предел прежнего моего существования - необходимо время, чтобы всё осмыслить". Художник вернулся в родную природу питерской культуры, начал работу в БДТ.

Так что пора бы его единомышленникам, и, особенно, агрессивным фанатам (по-прежнему делят всех: "ты за Павловича или против?") успокоиться и перестать громить тех, которые "ничего не смыслят в современном театре".

Если уверены в деле своего Кумира - продолжайте его. Только, боюсь, без Бориса Павловича ("я выхожу на сцену и читаю дневники") это вряд ли получится. Как не получится спектакля по прозе Евгения Гришковца без него самого, театра Вырыпаева без Ивана Вырыпаева...

И - самое главное!

Почему ИМЕНА?

Все режиссёры, слава Богу, живы и здоровы, разъехались по своим столицам и успешно продолжают свой творческий путь. Алексей Владимирович уже много лет возглавляет главный молодёжный театр страны, недавно оперу в Большом театре поставил. Александр Павлович воспитывает новое поколение режиссёров во ВГИКЕ и художников в Школе-студии МХАТ. Киров навсегда для них - место творческого становления, город молодой радости и успехов, здесь их дети родились. Когда встречаемся, то вспоминаем эти годы как самое большое счастье в жизни!

Владимир Иванович Грибанов мне сказал, что и с Борисом Павловичем они, встретившись случайно в Москве, тоже сумели протянуть друг другу руки. Никто его не "съедал", постановки по-прежнему успешно идут на сцене Театра на Спасской. В прошлом сезоне (2014-15 гг.), например, постановки Бориса Павловича составили 39 процентов сводной афиши! "Маленький принц" снят с репертуара только в связи с отъездом актрисы.

Точно так же, как в афишу нового сезона (2015-16 гг.) вошли почти все постановки и Юлии Батуриной, и, конечно же, последняя успешная премьера "Маменька".

Спектакль сложён единым актёрским ансамблем великолепной труппы.

Только…

Ещё цитата из Елены Окатьевой: "Но, несмотря на то, что после этого Батурина сотворила самый выдающийся в Кирове (за последний год точно, а может и больше) спектакль "Господа Головлевы. Маменька", с ней не продлевают контракт. Сейчас она поедет в город Ирбит Свердловской области в Ирбитский драматический театр им. Островского. Город в разы меньше нашего - 37 тысяч человек населения" (жирный курсив мой. - Ю. Б.).

"Снегурочка" в постановке А. Клокова. 1983. Фото Виталия Ситникова

Для справки:

Самый "выдающийся в Кирове" спектакль - это "Снегурочка" А.Н. Островского (режиссёр-постановщик Александр Клоков, художник - Станислав Бенедиктов, музыкальное оформление - Виталий Макаров, консультант - Борис Покровский).

Участием в Международной ассамблее АССИТЕЖ, проходившей в Москве в 1984 году, эта постановка нашего театра официально включилась в театральное наследие ЮНЕСКО.

АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и молодёжи при ЮНЕСКО) тогда впервые проводила свою Ассамблею в Москве. Всего девять театров страны представляли СССР на этом международном форуме. В их числе - наш.

Весна - засл. арт. РСФСР О. Симонова. Снегурочка - В. Беляева. Фото Вит. Ситникова

…Можно было много вспомнить о тех сентябрьских днях! Внезапном открытии для себя всего мирового молодёжного театра, новых знакомствах. Мне кажется, уже тогда от руководителя Лондонского "Роял Корт Театра" Дэвида Салкина (David Sulkin) у Миши Угарова зародилась идея документального театра, - ТЕАТР.DOC…

Но речь не об этом!

Представляется, что юному поколению журналистов, пишущему про наши театры, надо бы знать их историю! Она творилась режиссёрами и актёрами, которые успешно работают и сейчас, которые, слава Богу, живы и здоровы.

ИМЕНАМИ, к горькому сожалению, стали друзья-режиссёры Слава Ишин, Вадим Афанасьев, Женя Степанцев. Это действительно потери невосполнимые для всех нас, для театров, для города.

Но - внимательно посмотрите афиши сезонов - их спектакли идут, они по-прежнему работают для новых поколений, которые уже не успели застать их в жизни.

В прокате Театра на Спасской за прошлый сезон работы Вячеслава Ишина формировали свыше двадцати процентов всех названий сезона! А если учесть, что больше всего он ставил для детей (доля спектаклей которых составила 82% всего проката!), становится особенно наглядно, какому огромному количеству детворы он продолжает нести радость!

Живо дело и Евгения Степанцева. У меня нет подробного анализа прошедшего сезона драмтеатра, но я вижу, как много зрителей приходит на его спектакли в декаду памяти. С 23 по 31 октября идут не премьеры, а спектакли, уже много лет украшающие афишу театра. В зале не только те, кто постоянно ходит "только в драму", но и молодые, выросшие на спектаклях Александра Клокова и Вячеслава Ишина, недавно аплодировавшие в Театре на Спасской "Мифам древней Греции" Бориса Павловича и "Маменьке" Юлии Батуриной.

Да и Юрий Ардашев не зря ел свой хлеб в прошедшем году - его постановки все включены драмтеатром в афишу нового сезона.

А "Терем-теремок" С. Маршака скоро будет праздновать ДВАДЦАТИЛЕТИЕ своей жизни в Театре на Спасской! Александр Павлович Клоков выпустил его 22 февраля 1997-го. Так с тех пор и играется. Сколько же поколений на нём выросло!

Не прерывается дело, не оборвать связующую нить живого кировского Театра!

А зритель приходит в театр на артиста, а не на режиссёра.

И уж тем более не на министра! :

Где на лице предстоящего сезона увидела корреспондентка "творческий кризис", я, убей Бог, не вижу!

В завершение! Радостная весть сезона!

Цитата из Окатьевой: "По поводу объединения (театров. - Ю. Б.) мы обратились за разъяснением к зампреду правительства, курирующему вопросы культуры, Александру Галицких, но он ответил, что такой информации у него нет" (жирный курсив мой. - Ю. Б.).

Галицких Александр Александрович. Сайт правительства Кировской области. kirovreg.ru

Ура! Свершилось!

Наконец-то я увидел в прессе ссылку не на "Одна Баба Сказала", а информацию официального лица - заместителя председателя правительства области Александра Александровича Галицких, что НИКАКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕАТРОВ он сегодня не планирует.

КТО ЖЕ тогда к февралю, как предсказано, обязательно устроит всем театрам конец света?

Интересное кино!

Министр пока не назначен.

Тот, кто его должен назначить, тоже не в курсе.

А БУМАГУ о слиянии кто готовит?

Знаем мы тягомотину подготовки РЕШЕНИЯ.

Надо чтобы кто-то проявил инициативу, написал официальное предложение на бумаге. Потом представил на рассмотрение всем трём директорам театров и филармонии. Параллельно (как это описано у Елены Окатьевой!) надо озадачить губернатора Белых! Тот, соответственно, должен озадачить Галицких. Тот должен срочно назначить министра культуры. Министр культуры должен вникнуть и составить свои предложения. Потом надо рассмотреть…

Как же они, бедные, всё это к февралю успеют? У них, поди, и другие какие-то заботы есть. Да и зачем им "чесать там, где не чешется"? Забота о режиссёрах - головная боль директоров, чего мы все главрежа драмы второй год от Галицких требуем?

Так что, коллеги, я давно говорю, что февральский апокалипсис - "пуля", визги и истерики околотеатральной шушеры! Отложите поход на баррикады, чтобы:

"Груудью! Всем мИрооом!! Защитиииить!!!"

Пока министра нет, некому предложение о таком опасном для наших живых театров эксперименте на суд театральной общественности выносить!

А из директоров театров кто захочет искать себе ещё и таких приключений?

Работаем спокойно, друзья!

С началом сезона всех артистов всех театров!

Интересных ролей, успешных премьер и полных залов!

Удачи!

 

Юрий Бабин,

театровед, театральный продюсер

 

28.10.2015

 

Три фотографии (Ю. Бабин, А. Галицких и сцена со Снегурочкой и Весной) присланы автором текста, остальные подобраны редакцией "Бинокля".

 

Мнение редакции во многом не совпадает с мнением автора. Мейл для откликов, текстов и фото: binokl-vyatka@mail.ru

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008