Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Тайная жизнь Ассоль, или Восхождение Чёрной Луны

 

Размышление о мифологии города Кирова

 

Губернатор Кировской области Никита Белых и скульптор Владимир Бондарев открыли бронзовый памятник Ассоль - героине "Алых парусов" Грина - на берегу пруда у Диорамы. Спонсор проекта - компания Hilton. Август 2013. echokirova.ru

 

Киров - город странных событий и мистических загадок. Первобытные мифы впитывают инновации и требуют инвестиций, трансформируя реальность. Одна из самых романтичных тайн - Богиня Солнца Ассоль. Психологически утончённая притча на бессознательном уровне покоряет сердца. Повесть о праве человека на большее, чем простое проживание на Земле. О чудесах любви, легендах и мистических прозрениях.

Значок члена клуба Rotary

Неоромантик и символист Грин был знаком и дружен с масонами (Максимилианом Волошиным, Александром Куприным). Как и члены тайных эзотерических обществ, Грин мастерски использовал древние символы Божества и тревожащие сердце метафоры для раскрытия понятий братской любви, помощи, истины, или, как принято во Франции, "свободы, равенства, братства".

Известно, что масонство в России весьма распространено и является своего рода элитарным клубом для избранных. Современная Вятка отмечена участием в организациях, характерных для "белого масонства". Например, клуб "Ротари" - благотворительная организация, которая открыта для всех стран вне зависимости от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания и политических взглядов.

 

Несмотря на все заслоны,

Всюду действуют масоны.

 

(Из городского фольклора советских лет)

 

Вятка всегда скрывала свои "тайные течения". Циолковский вспоминал: "Вятка для меня незабываема… я думал, что это грязный, глухой, серенький городок, по улицам медведи ходят, а оказалось, этот губернский город ничем не хуже, а в чём-то, своей библиотекой, например, получше Рязани". Библиотека, так восхитившая Циолковского, была создана Герценом при несомненном участии Витберга (судя по сохранившимся в Вятском художественном музее орденским знакам, принадлежавшим Витбергу, он стоял на высоком уровне масонской иерархии).

Масонские знаки различных степеней, принадлежавшие брату-масону А.Л. Витбергу. См. статью Анны Шакиной в "Вятском наблюдателе" № 28, 1997 год

Вновь прибывшие в Вятку удивлялись: "...все приезжие обманываются, думая, что Вятка маленький, бедный городок, но Вятку не должно сравнивать с другими городами: здесь нет дворянства, в ней нет барской спеси... вы не приметите в обществе ничего похожего на провинциальное". В ссыльной и свободной (от бабла и инвесторов) Вятке всегда "кучковалось" множество пассионариев (от Герцена до Навального). Неудивительно, что Грин впитал дух символики, недосказанности, таинственности и революционности.

Первоначально его роман назывался "Красные паруса". "Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов", - писал Грин. Основным мотивом становится мотив солнца. "Солнечный эффект" - символ перерождения. С солнечной символикой связано и имя героини Ассоль - от испанского alsol - "к солнцу". В черновых вариантах "Алых парусов" мотив стремления к Божественному Солнцу был подчёркнут эпиграфом:

 

Самый лик бога красен,

когда поднимается он

из земли, но чисто солнце в вершине неба:

чище там воздух; далёк он от вредных испарений земли.

 

(Овидий. Метаморфозы)

Ожидание перерождения Вятки заставляет одних переименовывать улицы, других подпинывает к творчеству, третьи действуют: проявляют богинь, дают им жизнь и действующих поклонников, брендируют старые добрые языческие и оккультные символы. Символами Города Без Моря стали Ассоль и её "тёмная сторона" - Алголь (она же Лилит, она же Кикимора, она же Богиня Чёрной луны). Городское видение поэта Александра Масленикова предвосхитило появление Кикиморы (Мары) на официальном небосводе Вятки. Паруса без корабля, имя - холодное, чёрное и глубокое, как морская бездна: МАРинА... Кики-МАРА… Город ждёт свою Ассоль. Или Кикимору? Две женщины, две Богини Города. Солнце и Луна. Кажется, они входят в нашу реальность независимо от воли и денег "власть имеющих".

 

…Сегодня суббота, лицо стекленеет, по голосу - сгубят его "три топора"...

Ближе к выходу воздух действительно пьянит и мозги кудрявит.

Ты бежишь до воды, где подобно ряби

Волнуются два машиниста до лицебиения, девушка проходит мимо.

У неё мокрые глаза, она любит корабли, возможно, её зовут Марина…

 

(Александр Маслеников. Вернисаж)

 

С. Шабалина. Город Грэй. Изобразительная поэзия по стихотворению А. Масленикова "Вернисаж". 2012

 

Статус родины Кикиморы официально закреплён за Кировом на Сказочной карте России (с согласия губернатора Никиты Белых). Образ кикиморы (шишиморы) - один из самых многоплановых и "неуловимых". Мара - общеславянская богиня смерти. Кикимора, согласно поверьям, похищала младенцев. Интересно, что против её чар вешали красные лоскутки, которых она боялась.

"Царица ночи", предположительно Лилит (или Иштар). Терракотовый рельеф Бёрни из Месопотамии. Нач. II тыс. до н. э. Британский музей

 

Хуан Медина. Ева и Лилит. Вторая половина XX в.

 

 

 

На священном языке Древней Индии сущности, похищающие и пожирающие маленьких детей, - шишумара. Созвучность славянской "кикиморе" позволяет некоторым учёным заключить, что восточные славяне так называли нечистую силу, подобную Лилит. Легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию повязывания красной нитки на руку младенцу - считается, что Лилит боится красного цвета.

Лилит - первая жена Адама в каббалистической теории. Упоминается в некоторых апокрифах христианства. В книге Исайи предсказывается появление ночного привидения (lilith). Расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев; Чёрной Богиней, Тёмной Матерью - губительницей зародышей Света.

Именем Лилит в астрологии называют Апогей орбиты Луны (Чёрная Луна) и звезду Алголь. Переменность звезды с древности и вызывала демонические ассоциации. В Китае Алголь носила имя Пятая Звезда Мавзолея или Сваленные Трупы.

 

Мир припал на брюхо, как волк в кустах,

Мир почувствовал то, что я знаю с весны:

Что приблизилось время огня в небесах,

Что приблизился час восхожденья Чёрной Луны.

 

В. Васнецов. Алёнушка. 1881

(Сергей Калугин)

 

Тёмная Мать, Чёрная женственность - облик прекрасной, соблазнительной и смертельно опасной женщины. Иногда кажется, что Васнецов написал славянский вариант Лилит. Поразительно сходство "Алёнушки" и "Ламии" Джона Уотерхауса (Ламия - это Лилит в древнегреческих источниках). Сам Васнецов так отзывался о своей картине: "…"Алёнушка" как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах…"

Тоска "Адама" по утраченной жене и тоска изгнанной женщины. Лилит - дух ночи, воплощение страстей, суккуб. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными распущенными волосами.

 

Но с тех пор, как она подарила мне взор,

Леденящие вихри вошли в мои сны,

И всё чаще мне снились обрыв и костёр,

И мой танец в сиянии Чёрной Луны.

 

Я готов был собакой стеречь её кров,

Ради счастья застыть под хозяйской рукой,

Ради права коснуться губами следов,

Мне оставленных узкою легкой стопой.

 

(Сергей Калугин. Восхождение Чёрной луны)

Коллаж Михаила Коковихина по его двустишию и рисунку Елены Беляевой. 2012

 

Интересно, что современные вятские поэты смело смешивают эти два образа: Солнечная Ассоль-Вятка перерождается в Алёнушку-Кикимору-Лилит. Этот образ уже распространился далеко за пределы Вятки. Родина Кикиморы приобрела международный статус, поклоняться Богине Чёрной Луны приезжают на ежегодный фестиваль "Сказочные игры на Вятке" из многих стран.

 

Семьдесят лет простоял у пруда город Кир в ожидании моря.

Стала Кикиморой Вятка с тоски по парусам на заре.


(М. Коковихин. Двустишие из сб. "Поэтический путеводитель по городам Культурного альянса". Пермь, 2012).

 

По-моему, автор имеет в виду не только Вятку-Кикимору, но и Россию-Лилит, которая погружена в "древнерусскую тоску" (по Гребенщикову). Кстати, и в ХХ веке образ Лилит ассоциировался у отдельных литераторов с Россией, переименованной в РСФСР и задвинутой на задворки советской империи:

 

Что предание говорит?

Прежде Евы была Лилит.

Джон Уильям Уотерхаус. Ламия. 1909

 

Прежде Евы Лилит была

Та, что яблока не рвала, -

 

Не женой была, не женой, -

Стороной прошла, стороной

<...>

Кто там плачет в костре ночном,

Косы рыжие разметав?

Кто грустит в тростнике речном,

Шелестит в осенних кустах?

 

Кто из облака смотрит вниз,

Затмевая красой луну?

Кто из омута смотрит ввысь

И заманивает в глубину?

 

Никого там, по правде, нет, -

Только тени и лунный свет.

 

Не женой была, не женой, -

Стороной прошла, стороной

. . . . . . . . . . . .

Никогда не придёт Лилит,

А забыть себя не велит.

 

(В. Шефнер. Лилит)

 

Рассудочному человеку всё кажется сцеплением случайностей, человеку с поэтической душой ясно, что жизнью руководит особая логика, не такая, как в сказке, и не такая, как в "реале", - логика Поэтическая и Мистическая. Она проступает изнутри сама собою.

С именем Ассоль связывается понятие мечты и тепла. Окружают же её с детства серое, грязное, мёртвое и холодное. О мёртвом и живом началах в одном, каждом, человеке это маленькое размышление. О прекрасном мире, в котором должен жить человек, не умертвляя свою душу расчётом, о ценностях истинных и мнимых - о смысле жизни…

"Вот рай! Он у меня, видишь? - Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак.

- Вот он, здесь!.. То тут, то опять нет..."

Всем по Алому Парусу и Ассоль, а не только Кикимору и Каперну!

 

Светлана Шабалина

 

1 апреля 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008