Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Павлов-Опульс на фоне его «Бегства в Египет» (1996. Х., м.)
Павлов-Опульс на фоне его «Бегства в Египет» (1996. Х., м.)


Шамбала - культстолица Поволжья

«Великий Шёлковый Путь в третье тысячелетие»
(выставка в КХМ)



В.Бондарев. Врата Шамбалы
В.Бондарев. Врата Шамбалы
М.Павлов-Опульс. Девушка с острова Кызыл-Су. 2002. Х., м
М.Павлов-Опульс. Девушка с острова Кызыл-Су. 2002. Х., м
М.Павлов-Опульс. Самаркандский водонос. 1998. Х., м.
М.Павлов-Опульс. Самаркандский водонос. 1998. Х., м.

С третьего-второго веков до н. э. китайцы начали возить шёлк - культуру тутового шелкопряда - сквозь границы: до западных пределов Азии (а потом и в Европу). Этот Великий Шёлковый Путь попытались повторить сегодня вятчане Владимир Бондарев, Клара Коциенко и Марк Павлов-Опульс - теперь уже в рамках «Культстолицы Поволжья» (ее девиз, по совпадению, тоже «Сквозь границы»).

Небесно-горные пейзажи Бондарева, его же скульптуры, изображающие то рысь, то танцующую девушку (с прогалом вместо лица), бронзовые фигурки Коциенко с атрибутами Азии (беркутом, верблюдом, ишаком) - всё это, по замыслу руководителей проекта Нины Мартыновой и Павлова-Опульса, несет нам культуру Востока в синтезе с нашей. Короче, Шамбала, мандала, Тянь-Шань, Гималаи, Рерих и прочая духовность.

Сам Марк Павлов-Опульс (с отчеством Маркович еще длиннее) занял целый зальчик. Мастер просил называть его «герр Марк»: по отцу он - немец, жил много лет в Азии, 5 лет назад перебрался на родину жены - в Киров, но чует зов исторической родины - Германии. Фатерланд зовет.

Картины герра - это что-то ярко-восточное, орнаментально-примитивистское. На холсте «Великий Шёлковый Путь», ставшем эмблемой выставки, пять верблюдов в цветных халатах тащатся по пустыне - впереди бородатый аксакал в чалме, типа Ходжи Насреддина или Бен Ладена. Тетраптих «Времена года» посвящен символам Японии: «Цветы весной / Кукушка летом / Осенью луна / Чистый и холодный снег зимой» (стихи Догена), но вместо кукушки почему-то летят гуси-лебеди.

Задаешься вопросом: действительно ли этой выставкой проложен «великий путь в третье тысячелетие», в новое синтезированное российско-восточное искусство? К сожалению, уровень представленных работ не впечатляет: усредненно-реалистичная, осторожная манера четы Бондарева и Коциенко, размашисто-развесистый стиль Павлова-Опульса...

Культура Востока, пропущенная сквозь призму трех россиян, потеряла многое - аутентичность, глубину, самобытность. Попытка стать азиатом не сродни ли «желанию быть испанцем» Козьмы Пруткова? Тихо над Альгамброй. Дремлет вся натура. Дремлет замок Памбра. Спит Эстремадура.

Михаил КОКО

В.Бондарев. Восточный танец. 1987. Дерево
В.Бондарев. Восточный танец. 1987. Дерево
К.Коциенко. Хозяин степи. 1973. Бронза
К.Коциенко. Хозяин степи. 1973. Бронза

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz