Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Облом и кайф с хэппи-эндом

Гришковец и Угаров оправдали надежды на «Культстолицу»

С 30 сентября по 7 октября в областной филармонии в рамках «Культстолицы Поволжья» демонстрировалась программа лучших спектаклей Всероссийского фестиваля «Новая драма».

Герой Костолевского пытается успокоить себя медитацией
Герой Костолевского пытается успокоить себя медитацией
Гришковец, который съел собаку
Гришковец, который съел собаку
Гришковец, который съел собаку.
Гришковец демонстрирует публике строение своего организма («Одновременно»)
Гришковец демонстрирует публике строение своего организма («Одновременно»)

«Арт»

В спектакле Театра-студии «Московский Ангажемент» Игорь Костолевский сыграл истеричного Марка, у которого идет носом кровь от переживаний по поводу трактовки произведения искусства - белой-белой картины модного художника. Картину в духе Малевича купил друг Марка - Серж (М.Янушкевич) - за 40 тысяч долларов. «Белое дерьмо!» - выносит свой приговор Марк: ему кажется, что Серж променял их дружбу на фальшивку, симулякр, шарлатанскую обманку. Рушатся устои, рвутся человеческие связи, нет больше ничего святого - во всём виновато новое искусство. Марк в отчании: «Я уже ни во что не верю!»

Это смешно, когда герой импозантно-флегматичного Костолевского вдруг начинает суетиться, фиглярничать, ускорять свою речь до невнятной скороговорки. В конце концов, он зачеркивает спорный холст своими каракулями, как в 90-х годах художник Бреннер нарисовал на музейном полотне Малевича «Белое на белом» знак доллара.

Пьеса француженки Ясмины Реза в постановке Патриса Кербрата - довольно занятная и многослойная штука. Здесь зафиксировано немало сегодняшних неразрешимых проблем: исчезновение критериев искусства, отсутствие истины как таковой, примат «раскрутки» поп-звезды над произведением, арт-продукт как провокация, уход искусства от «человеческого, слишком человеческого»...

«Я - не я, потому что ты - не ты», - цитирует своего психоаналитика друг Марка и Сержа - Иван (М.Филиппов). Личность распадается, и, чтобы склеить ее обрывки, Марк смывает свои каракули и пытается нагрузить белый холст смыслом: это, мол, промчавшийся лыжник ушел за горизонт в снежную даль. Будем верить.

«Как я съел собаку»

Ел ее Евгений Гришковец из Калининграда - человек-театр: автор, режиссер, актер, лирический герой в одном лице. Ел на флоте, а на сцене вспоминал, как ел: без всякого удовольствия, плача от жалости к убитой собаке и ее безутешным хозяевам.

Отбывая воинскую повинность, герой Гришковца раздавил трех махаонов (бабочек, занесенных в Красную книгу) - надо же было кому-то отомстить за бессмысленность трехгодичной службы на приморском острове. Единственное, чем гордится бывший матрос, это победа над самураем, пролетавшим над нашим кораблем: Евгений успел показать посланцу японских милитаристов неприличный жест.

Идиотизм флотской жизни перемежается в воспоминаниях Гришковца с идиотизмом жизни школьной: подъем ночью, ледяная вода из крана, выход во тьму, где такие же сгорбленные под ранцами бредут в класс, в котором Менделеев с портрета достает тебя взглядом на любой парте, куда бы ты ни сел. Рефрен чуть ли не каждого воспоминания: «И это мне не понравилось!»

Текст Гришковца тонко психологичен и философичен - недаром столичные критики дали Евгению прозвище «русский народный Марсель Пруст». Но самое интересное - как автор театрализует текст: с помощью пластики, жестов, заикающейся интонации. Это вам не твердо выученный хрестоматийный монолог традиционного театра, а кажущаяся спонтанной речь живого человека, рождающийся на глазах уникальный авторский театр.

«Одновременно»

Второй моноспектакль Евгения Гришковца - страдания интеллигента от тягот повседневности, от невозможности ощутить кайф в этом безумном мире. Герой стремится в Париж - по музеям, по музеям: в Лувр, к Джоконде, - но на свидании с ней ничего не чувствует и заканчивает, как все: по магазинам, по магазинам...

Миллениум! Как много в этом звуке! Лирический герой Гришковца готовится к торжественной встрече нового тысячелетия, но секунда пришла, бутылка второпях открыта, и что же? А ничего. Пустота. Наутро болит голова, и вот он, высший кайф: холодную бутылку ко лбу и несколько глотков шампанского. Помогло.

Или еще один анекдот в духе Довлатова или Жванецкого: тот «я», от лица которого лицедействует Гришковец, перемещается с друзьями по питейным заведениям, напивается и, приехав на тачке домой, вдруг с ужасом понимает, что потерял портфель с важными документами - прощай, карьера! Открывает он свою комнату: о, вот он, портфель, забытый утром. «И тут наступает счастье!» (смех в зале). Знакомая история, не правда ли?

Но вообще-то «на свете счастья нет», - считают Пушкин и Гришковец. В эту секунду летят тысячи самолетов, плывут тысячи кораблей, и какой-то корабль обязательно тонет, и гибнут люди. Покой и воля? Ни фига. Падает звезда - надо загадать желание. Но разве успеешь?

«Документальный театр»
Галина Синькина в роли привлекательной убийцы («Преступления страсти»)
Галина Синькина в роли привлекательной убийцы («Преступления страсти»)

Бывший завлит Кировского ТЮЗа, ныне москвич Михаил Угаров представил свой проект «Документальный театр». Участники проекта - драматурги и режиссеры - идут в гущу жизни (в забой или в женскую колонию строгого режима), расспрашивают людей из народа на диктофон, а потом разыгрывают наиболее интересные (с матом) истории театральными средствами.

- Шлюха! Пидораска! Со всеми трахаешься! - подобными репликами заполнены «Преступления страсти» вгиковки Галины Синькиной, которая играет заключенную Ольгу. Ольга рассказывает собеседнице с воли про то, как убивала из-за любви и ревности, про нравы женской колонии (с понятиями «вафлер», «кобел», «ковырялка»). Очень познавательно.

- Зачем смотреть «Документальный театр», когда в моем подъезде я могу наслушаться того же самого? - этот вопрос одного из зрителей после спектакля вызвал аплодисменты. Угаров же говорил о минимализме, о «ноль-позиции», о том, что нужно не подтаскивать к идее, а выводить ее из фактуры. Но многим показалось, что диктофонные откровения все-таки ближе к психоаналитическому сеансу или к ток-шоу «Окна»...

«Облом off»
Обломов (слева) и Штольц
Обломов (слева) и Штольц

Михаил Угаров переписал и поставил гончаровского «Обломова» (Центр драматургии и режиссуры, Москва). Угаровский Обломов (В.Скворцов) прячется от ужасов мира в свою скорлупу - в гигантский расшитый халат, цитирует Ницше: «Бог умер», - и добавляет от себя: «Человек умер». Его друг Штольц (А.Белый) покупает-перепродает, как современный бизнесмен, и изъясняется с немецким акцентом, переходящим в нацистские команды: «Форвертс! Цурюк!»

Русский Обломов - хороший, но несчастный, немец Штольц - плохой, но удачливый. Попытка Обломова «жить по Штольцу» заводит в тупик. Девушка Обломова - Ольга Ильинская - уходит к Штольцу, апатичный Обломов впадает в кому и умирает, а слуга его Захар вопрошает: «Где деньги?» Ни человека, ни денег.

По Угарову и Киплингу, Запад есть Запад, Россия - Россия, и им никогда не сойтись. Обломов - цельная, самобытная натура, и он не может выжить в бизнес-мире одномерных, суетливых Штольцев. Полный облом, да еще с импортным словечком off (финиш, конец связи, отключка).

«Шоппинг & Fucking»
«Выздоравливающий передозировщик» заключает сделку с мальчиком («Шоппинг & Fucking»)
«Выздоравливающий передозировщик» заключает сделку с мальчиком («Шоппинг & Fucking»)

Гомосексуалист-наркоман решил завязать с зависимостью от наркотика и от любви к конкретному человеку. Случайному 14-летнему мальчику он предлагает сделку - секс за деньги. А мальчику нужен тот, кто бы о нем заботился. Когда же «выздоравливающий передозировщик» отказывается быть «папой» тинейджера, тот просит «трахнуть» его ножом. Затемнение, удар, и выжившие снова погружаются в пожирание наркотиков...

В спектакле Ольги Субботиной по пьесе британца Марка Равенхилла нет больше человеческих взаимоотношений - есть лишь сделка, покупка, шоппинг (to shop - покупать). Как говорит один из героев, «деньги - это цивилизация, а цивилизация - это деньги». За деньги можно нюхнуть кокаину, перепихнуться и улететь далеко-далеко от этого «сучьего мира».

Спектакль Центра драматургии и режиссуры полон предельного отчаяния. Надежда на лучшее иллюзорна, и герои находят ее лишь в галлюцинациях. Деньги идут на химию, химия - на физиологию, и все счастливы. Вот только некоторые, например, главреж Театра на Спасской Александр Клоков, ушли с «Шоппинга энд Факинга» в антракте.

Хэппи-энд

Избранные спектакли «Новой драмы» - это самое интересное, что было показано в рамках «Культурной столицы». Один только Гришковец чего стоит! «Новая драма» заменила собой многие зрительские впечатления от местной «старой драмы». Не все спектакли были равноценны, но в целом вятчане, не выезжая в Европу, увидели срез того, чем дышит сегодня мир и театр (впрочем, по Шекспиру, это одно и то же).

Михаил КОКО

Фестиваль современной пьесы «Новая драма» прошел весной 2002 года во МХАТе им. Чехова. Учредители: ассоциация «Золотая маска», МХАТ и проект М.Угарова и Е.Греминой «Документальный театр». Затем фестивальная программа была представлена в Нижнем Новгороде.

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz