Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Родина Ильича - городу Мироныча

«Культстолица-2001» передала эстафету «Культстолице-2002»

В сентябре в Мраморном здании Кировского художественного музея работали выставки «Ульяновск - родина двух Ильичей» и «Игры с глиной и медью».

Много хлопот у координатора программы «Культурная столица», директора Нижегородского Госцентра современного искусства Анны Гор (слева)
Много хлопот у координатора программы «Культурная столица», директора Нижегородского Госцентра современного искусства Анны Гор (слева)
А.Гусманова (студентка УлГУ). «Обломов и Штольц». 1999. Бумага, гуашь.
А.Гусманова (студентка УлГУ). «Обломов и Штольц». 1999. Бумага, гуашь.
П.Пикассо. Ваза «Женщина». 1950-е. Керамика, роспись.
П.Пикассо. Ваза «Женщина». 1950-е. Керамика, роспись.
П.Пикассо. Панно «Голова быка». 1950-е. Керамика, роспись.
П.Пикассо. Панно «Голова быка». 1950-е. Керамика, роспись.

Как города, где проводятся Олимпийские игры, передают друг другу олимпийский огонь, так прошлогодняя «Культурная столица Поволжья» - Ульяновск - передала что-то типа огня нынешней - Кирову. В роли «типа» выступили две выставки из Ульяновска.

Три Штольца
на одного Обломова

«Ульяновск - родина двух Ильичей», - уверяют организаторы. Ильич Первый - понятно: Ульянов-Ленин. А Ильич Второй - это отнюдь не Брежнев (он почему-то родился не здесь), а некто Обломов Илья Ильич, герой романа Гончарова, родившегося именно в Ульяновске, то бишь в Симбирске.

Русский Обломов всю жизнь пролежал в халате на диване, а его друг-немец Штольц всё трудился-суетился, возрождал Россию. По замыслу организаторов, Ульянов-Ленин - двойник Штольца: он тоже был деятелен, жил на Западе и своротил в России горы. Недаром по матери фамилия Ленина - Бланк.

В доказательство устроители вывесили на втором этаже музея фотографии семьи Ульяновых, их мест обитания, ульяновских памятников Ленину, копии всяких документов, фотографии Гончарова и земляков-симбирцев (Карамзина, Языкова и др.), цитаты и прочие экспонаты - из Историко-культурного центра В.И.Ленина и Домов-музеев В.И.Ленина и И.А.Гончарова.

Особенно меня умилили титульный лист тетралогии Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых» и обложка книжки Сергея Михалкова «На родине В.И.Ленина». Чтут в Ульяновске лениниану!

В красочном буклете авторы проекта раскрыли свой замысел так: «Интересны сопоставления двух энергетик и образов жизни двух Ильичей - созерцательность одного и активная деятельность другого... Выставка предоставит возможность для размышления, насколько живы черты Обломова? С кем сегодня связываем мы имя Ленина?»

Ну, как это, с кем? Вот стенд, где фотография: Путин и Кириенко в Ульяновске, а сверху - крупно на голубом пластике цитата: «У области... есть хорошие планы. И, надеюсь, они будут осуществлены. Владимир Путин». Это мне напомнило бессмертное: «Задачи поставлены, цели определены. За работу же, товарищи! Владимир Ленин».

Из экспозиции я вынес два тезиса: Ленин - Штольц сегодня, Путин - Ленин и Штольц сегодня, вместе взятые. В самом деле, Путин тоже, как те двое, приехал из Германии и круто взялся за Россию. А вот Обломов-то кто сегодня? Будем искать.

Игра в бисер
с «дымкой» и Пикассо

Вторая выставка симбирцев-ульяновцев - рядом. У них с собой было: керамика Пикассо из фондов Ульяновского художественного музея. Чего бы к ней добавить? Чтобы не ходить далеко, авторы проекта взяли дымковскую игрушку из фондов Кировского художественного. И сдобрили всё пряными мелодиями русских и французских композиторов в исп. Ульяновского «Волга-Брасс» квинтета (brass - медный).

Ну, и как на вкус? Специфицкий! Пикассо с чем ни сопоставляй - хоть с греческими амфорами, хоть с африканскими масками, хоть с египетскими пирамидами, хоть с «дымкой», хоть с гжелью - всё в жилу. Ибо, да! Для своих творений Пикассо брал всякую архаику, общечеловеческие символы-кирпичики, или, как выразилась одна из авторов проекта, "архетипы", присутствующие и в «дымке». Тем более, глина - она и во Франции глина, и в Дымкове - обожженная, расписная. Что у дымковчанки Пенкиной, что у Пикассо, что у вятских керамистов Селезневой или Ширяева.

Игра медно-духового «Волга-Брасс» квинтета между Пикассо и «дымкой» объяснена в буклете замысловато: «Сами материалы, керамика и медь, объединяются одним исходным знаком - кругом: круг гончарный и раструб духового инструмента».

Ради юмора можно предложить еще пару схожих знаков: мундштук трубы и горлышко керамической бутылки. Или: гончар и Гончаров. Ассоциации по типу игры в бисер можно множить и множить, но главное, чтоб всем было весело. Достичь этого ульяновцам удалось.

Михаил КОКО

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz