Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Зеркало для негероя
Мужское-женское на телевидении

Помню, еще в школьные годы честно пыталась проникнуть в философский смысл слогана Лермонтова «герой нашего времени». Со временем поняла: живые люди героями стать не могут, они антигерои в том смысле, что им никогда не дотянуться до придуманных. Любимый миллионами образ есть создание виртуальное, рожденное коллективным сознанием и выраженное кем-то, наделенным «талантом» или «гениальностью».

Империя в наших сердцах и телевизорах

Своеобразным зеркалом, в котором отражаются причудливые связи между образами героев и просто людьми, может послужить современное российское телевидение, превратившееся из идеологического и просветительского - в обслуживающее.

На телеэкране тихо меняется атмосфера, замедляется ритм жизни, и, кажется, заканчивается эпоха перемен. Мы - кто с восторгом, кто в панике, кто с покорным пониманием - возвращаемся к еще не совсем забытому имперскому прошлому. Освобождаясь от косноязычия, все четче формулируем национальную идею, возрождаем на телевидении «датские» сборные концерты с непременными военными и народными оркестрами и хорами, а также солидной эстрадной песней в исполнении Кобзона, Лещенко и приближающегося к ним по статусу Филиппа Киркорова. По старой памяти всё ещё любим сатириков - «артистов разговорного жанра», как принято их сейчас называть, правда, они уже не смешат зрителя-интеллектуала, а ржут над ними зрители, чьи лица с трудом вмещает формат телеэкрана.

На региональном телевидении нет необходимости ВОЗВРАЩАТЬСЯ к прошлому. С «дореволюционным» энтузиазмом и основательностью КГТРК «Вятка» встречает «Вятские зори», (правда, тематика вокала этого песенного конкурса сильно изменилась). В НПН («Наших последних новостях») говорят о юбилее бывшего предисполкома области Н.Паузина, показывают поминальный ритуал у надгробного камня, выпускают целую программу о его жизни и деятельности. Явление знаковое: ничто не забыто и НИКТО не забыт. Своеобразное заклинательное действо - о нас вспомнят так же, как мы о нем, - наполняет жизнь смыслом: дескать, все было не напрасно. Но для людей моего поколения Паузин - лишь фамилия, запавшая в памяти от частого повторения; для молодых - имя вовсе незнакомое; для части пенсионеров - ностальгическое.

Так часто бывает на провинциальном телевидении: авторы делают программы для себя и ограниченного круга близких и знакомых. Чего стоят, например, именные музыкальные поздравления! Чудной сплав мультимедийных средств с местечковым сознанием. Глобальная деревня:

Героиня Советского Союза

Заглянем в это зеркало для негероя под ракурсом так называемого феминизма. Показательно празднование юбилея кинозвезды Любови Орловой. Ещё лет пять-семь назад, в эпоху ревизии нашей истории и мифологии, была попытка восстановить живую Орлову. В воспоминаниях ее современников и родственников холодная звезда чуть было не обрела плоть и кровь; привязанности и бытовые проблемы чуть было не превратили ее в просто женщину, близкого человека, с телеэкрана она вошла в каждый дом...

Но Великая идея Великого государства потребовала сохранения технологии создания общезначимых мифов. Что же теперь? Вместо неправильных частных рассказов о «Любочке» появились тщательно отфильтрованные повествования тех же родственников и знакомых о необыкновенной жизни Любови Орловой и её неземной любви. Вновь публикуется родословная, достойная настоящей Звезды. Тон всего этого умоляюще-угрожающий: не разрушайте миф, не трогайте Звезду руками!

Отношение к мифу Орловой - симптоматично для развития темы отношения к женщине в нашей стране, к проблеме эмансипации. В фильме «Весна» (1947) на вопрос о том, какие женщины достойны мужской любви, был дан примерно такой ответ: нежные, красиво одетые, умеющие петь и танцевать или способные где-то там, в институте солнца, приносить пользу государству (читай: мужчинам, управляющим этим государством). И не случайно в последнем кадре фильма лица Ирины Петровны (советского ученого) и Веры Шатровой (актрисы) сливаются в одно - звезды Любови Орловой - идеала, на который надо равняться.

Женщина в клетке

Сегодня параллельно с фильмами Александрова и Орловой по разным каналам ТВ идут сериалы о наших современницах. Женские проблемы и судьбы вызывают повышенный интерес у зрителей и продюсеров.

Наряду с «мужским чтивом» о придурковатых агентах национальной безопасности (СТС и НТВ), о запойных ментах (ТВ-6) или операх убойного отдела с незатейливым юмором (ОРТ) в этом году прошла целая череда «дамских» сериалов.

Негероических героев-мужчин сменили дамы. Основная тема - женщина в клетке, из которой пока нет выхода. Вот красавица и умница с хорошей родословной «Леди Бомж» - «Леди Босс» (РТР). Сюжет укладывается в схему: от тюрьмы да от сумы не зарекайся, не родись красивой, а родись счастливой. Ну, это правильно - в жанре. Вот только счастье и богатство её, как бы хороша девушка ни была, зависят от того, сумела ли она увлечь подходящего мужчину.

Похоже, что ничего не меняется. В сериале «Клетка» (ОРТ) слепая судьба разрушила всё: муж и сын героини погибли в автокатастрофе; сама она - после попытки отомстить наркоманке - виновнице аварии - попала в тюрьму, а затем в сумасшедший дом. И в этом сюжете жизнь героини зависит от двух мужчин: маньяка-психиатра, ее бывшего любовника, и справедливого мстителя, недавно почти смертельного врага, мужа виновницы аварии. Один чуть не погубил, второй переквалифицировался из негодяя в бескорыстного спасителя.

А в «Остановке по требованию» (ОРТ) другая метаморфоза. Трезвомыслящая дама, руководящая крупной фирмой, влюбившись в шизоидного неудачника, в момент превращается в склочную истеричку.

На уровне рассказанных историй все попытки женщин вырваться из клетки зависимости от мужчин - не удаются. Идея самодостаточности женской личности даже не формулируется авторами: им не пробиться к сознанию зрителя. Общество пока не готово к решению ни этой проблемы, ни других, связанных со свободой личности вообще и равных возможностей для всех членов общества...

Общежитие в тайге

Года три назад я провела анкетирование студентов на предмет исследования пристрастий в области искусства. Большинство опрошенных назвали любимым фильмом картину «Девчата», а любимой актрисой - Надежду Румянцеву. Фильм в тот момент прошел по всем телеканалам. Частый телепоказ фильма - одновременно и причина, и следствие его популярности.

Здесь использован беспроигрышный вариант сюжета Золушки: героиня Румянцевой - сиротинка, бойкая и вместе с тем беззащитная (мал золотник, да дорог) обретает и принца, и двор. Любовь Орлова в подобных сюжетах сегодня смотрится менее убедительно: замухрышка из деревни в прислугах, ставшая героем труда, сегодня не в цене. Да и холодна она, как любая звезда: ее домработницы - маскарад, а не судьба.

А героиня «Девчат» Тоська - детдомовка (их нынче миллионы). Она не безродна (есть сказочка про героического отца), и вместе с тем Тоська - продукт правильного коллективного воспитания, сегодня читай: дворового, городского, стайного, которое соответствует древней традиции братчины.

В фильме особое - центральное место - занимает большой стол в просторной комнате рабочего общежития. Герои не портвейн пьют в подъезде из одного стакана, что явилось бы подтверждением своего рода диссидентства, - их ежедневная совместная трапеза происходит за столом: варенье, батон, чай. Когда героиня Светланы Дружининой пытается существовать отдельно, жить своей жизнью, то тут же предается остракизму. Если общему решению противится Тоська (Золушка), она тоже испытывает мощное воздействие коллектива.

И все это происходит за одним столом: пир, совет, принятие жизненно важных решений (например, герой дарит золотые часы, но счастливый час еще не пробил, и часы хрустят под каблуком щегольского хромового сапога). Пространство выглядит откровенной декорацией: такая условность носит не театральный, а знаковый характер: построена модель действительности.

Это фильм о простой натуральной, почти первобытной жизни, с точки зрения иерархии ценностей: мужчина валит лес, женщина готовит еду и кормит его, из леса строится НОВЫЙ дом. С табуретки, сделанной мужчиной, начинается новая семья и дом. Примирение героев происходит на чердаке уже почти построенного общинным методом дома, связующим звеном выступает ящик с гвоздями: «Кому здесь гвозди нужны?» Читай: «В чем загвоздка?» А ни в чем!

Причина ссоры не очень обидна: завоевать женщину на спор - в этом есть что-то гусарское. Женщина не унижена, она участвует в споре, ее достоинство не пострадало. А желание подчиняться сильному, надежному мужчине - такое патриархальное, совмещается с желанием быть «шеей», то есть руководить потихоньку. Пример лицемерия, которое устраивает мужчин как нельзя больше и с которым женщины вынуждены мириться; худшим из нас оно доставляет запретное наслаждение, лучших заставляет бунтовать.

Герой Рыбникова старше и солиднее героини (это важно, ведь до сих пор союзы с обратным возрастным соотношением у нас воспринимаются как нонсенс, и у женщин вызывают общественно закрепленный неизбывный комплекс вины). Итак, еще один Дон Гуан, остановленный на гибельном пути греха своей Доной Анной.

Вообще, «Дон Жуан» - это честная и с точки зрения обыденного сознания лучшая характеристика мужчины. В самом деле, кто всерьез осуждает мужскую любвеобильность? Об этом говорят с улыбкой или даже с восхищением (исключая обманутых жен, которым притворно сочувствуют). Бедные жены, они еще несут часть вины обманщика-мужа. Поэтому каждая женщина, встретив донжуана, мнит себя лучшей, поскольку на ней сделана остановка. А если нет, то воспринимает это как страшную измену, хотя на самом деле это всего лишь способность человека поступать одинаково в сходных обстоятельствах.

Мы уже не хотим перемен?

У героя есть очень важное для провинциального сознания и внутренних чувств миллионов «простых» девушек качество: он не СУПЕРГЕРОЙ. У него нет миллионов сомнительного происхождения, сногсшибательного авто, японского мобильника, трехэтажного, уродливой конструкции, дома с бассейном; то есть всего того, что в массовом сознании связано с криминалом и таит в себе опасность потерять все в один момент, самой оказаться в смертельной опасности.

К тому же, любая девушка, представляя себя в роли настоящей принцессы, опасается конкретных вещей: не знает иностранных языков, не умеет выбирать и носить дорогую одежду, не готова вести светскую жизнь. А здесь? Все понятно, все знакомо. Быть милой, естественной, доброй и любящей сможет каждая. Таким образом, происходит полная идентификация среднестатистической зрительницы с героиней Надежды Румянцевой.

Герои целуются среди леса, представитель официальной власти предупреждает их о жилищном кризисе - опять булгаковское: «квартирный вопрос их испортил»! Только этой паре не страшно, а смешно: они сами свалят деревья, построят дом, заведут деток, и никакое государственное устройство им не сможет помешать. ИХ ЖИЗНЬ САМОДОСТАТОЧНА, и потому непобедима.

Что же нам остается? Идея «Девчат»? То есть, самодостаточность жизни, независимой от общественного устройства? Сибирская тайга, скит, где можно спрятаться? А если не хочется прятаться?

Вера БУЛДАКОВА

Следующая статья:
ЮМОР
Единый рейтинг художников Вятского края

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz