Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Макин (слева) и кот Персик
Макин (слева) и кот Персик
МАКИН В. Никол. род. 14.06.1955 в Кирове. Худотделение Киров. уч-ща искусств (1974). В 1995 переехал из Кирова в Н.Новгород. Участник более 100 выставок, в т.ч. в Милане (частная галерея), Торонто (галерея «Дель Белло»), Мюнхене (ярмарка искусств), в Москве, СПб, Киеве, Риге, Кирове (1975-95). 3 персон. выставки в Н.Новгороде (1995-99). Работы - в частн. коллекциях в России, США, Израиле, Канаде, Англии, Франции, Германии. Автор призов и сувениров из керамики для росс. фестиваля театр. капустников «Веселая Коза» (1998). Публикации: в жур. «Костер», «Пионер», «Веселые картинки», сб-ке «Круглый Год». Автор текстов песен к спектаклям, пьес «Лабиринт», «Кукловод», «Жил-был у бабушки Серенький Козлик», «День Поросенка» и др. Дочь от перв. брака, внучка. Дочь и сын от втор. брака. Сейчас в третьем браке - с Мариной Зориной, главхудожником Нижегор. Акад. Театра Кукол (интервью с ней - «Бинокль» N 10).
Владислав Макин:
«Есть многое на свете, друг Муму,
что недоступно нашему уму!»
Интервью с нижегородско-вятским поэтом и художником

- Говорят, в бурную вятскую молодость ты увлекался психотропными препаратами. Чему научил тебя психоделический опыт?
В.Макин. Там, где нас нет
В.Макин. Там, где нас нет

- Ничему особенному. Чему может научить опыт, например, распития спиртных напитков или употребление табака? Это лишь открывает двери внутрь себя, но (если они, эти двери есть) ты и без этого их всё равно откроешь, а если их нет, то происходит выпячивание себя наружу, что неизбежно заканчивается эксцессами и ба-а-льшими проблемами.

Это - интересно, как всё новое и неизведанное, не более, а потом понимаешь, что идёшь по кругу, и это уже скучно, и смысла особого в этом нет. Я тогда уже много лет практиковал йогу и могу сказать, что в сравнении с состоянием самадхи состояние наркотического опьянения - это пионерские радости от сбора металлолома.

- В твоих стихах чувствуется влияние Хармса, Олейникова, Иртеньева, Бродского. Какова хронология этого влияния?

- Олейникова и Иртеньева я бы вообще исключил из этого списка. Вначале это были Блок, Пастернак и Цветаева, затем Пабло Неруда, Уолт Уитмен и Джон Барримен, и только потом Мандельштам, Бродский и Хармс. Плюс все остальные, кого у нас печатали. Особо могу отметить восторг от текстов песен групп «Кинг Кримсон» и «Аквариум».

Но это, скорее, предпочтения, чем «влияния». Однажды, еще в советские времена, из одного журнала я получил рецензию, где говорилось, что стихи мои (для детей) им очень нравятся, но в них «слишком сильно чувствуется влияние английской поэзии» (для детей), и далее перечислялись с полдюжины неизвестных мне авторов, за что я очень был благодарен редакции. Это к вопросу о том, что там чувствуется и у кого какие ассоциативные цепочки выстраиваются. Если уж кто и повлиял на меня, так это мало кому известные Шекспир и Пушкин (их и в самом деле мало кто толком читал, так, знают поверхностно), ну и, быть может, «Винни Пух» в переводе Заходера.
В.Макин. Повелитель ветра
В.Макин. Повелитель ветра

- Каковы этапы твоей идейной эволюции?

- Последовательно, примерно так: наивный романтизм, классический идеализм, восторженный экзистенциализм, практикуемый дзен, воинствующий пофигизм, мистический конструктивизм и, последнее, конструктивный реализм.

Коль скоро (в свете последних данных) каждый из нас есть крохотная частичка Мироздания, то по теории подобий мы - это Оно само и есть. На этом же, собственно, и все мистические учения основаны (все мы дети Божьи). Здесь главное - не кем называться, а кем быть. Отсюда степень свободы и искренности. И уж тут, как говорят англичане, «мелочи создают Совершенство, но Совершенство - не мелочь».

- Компьютерные технологии влияют ли на твое творчество?

- О, да! У нас неплохой Pentium, и я просто в восторге от этого источника новых знаний и умений, он же универсальный инструмент для художника, плюс средство общения с теми, кто понимает в этом толк. Можно, конечно, пренебрегать знаниями кулинарии, китайской грамматики или квантовой физики, но отрицать значение компьютерных технологий - это уже клиника. Хотя живут же люди и без электричества, и без книг, и без единой извилины в голове, но это уже другая история. Впрочем, вопрос: «Можно ли быть мыслящим человеком и при этом не выглядеть полным идиотом?» - всё равно остается открытым.

- Запустил ли ты в интернет свои произведения? С кем переписываешься по интернету? Роль интернета в развитии литературы?

- Произведений своих не запускал, просто как-то об этом не думал, но если хочешь, запустим. Хоть завтра. А переписка у нас обширная, можно сказать, от тайги до Британских морей и далее, вплоть до Америки, и что приятно, с каждым месяцем круг общения всё шире. Обмениваемся мыслями, а если мыслей нет, то стихами, фотографиями и картинками. Кстати, мой адрес в интернете очень простой: v-makin@mail.ru, так что заходите в гости, не стесняйтесь. Это и будет ответом на «роль интернета в развитии литературы».

- Что подвигло тебя на сочинение пьес? Что где поставлено и ставится? Как там с «Красной Шапочкой» в Германии?

- Подвигли фантазия и любопытство. Оттого-то я, может быть, и подался в драматурги, что два художника под одной крышей в наше время - это вам не Ромео и Джульетта, а скорее «Пир во время Чумы». Написано пока штук десять, и треть из них требует доработки. А с «Красной Шапочкой» в Германии всё хорошо, идёт с большим успехом на немецком языке в кукольном театре небольшого города. Театр - тамошний, актеры тоже, режиссёр наш, ученик великого Розера - Андрей Моляков, художник Марина Зорина. Эту же пьеску взял театр имени Образцова в Москве, но они пока еще режиссера для нее выбирают. Она же сейчас на французский переводится.

Пьеса «Любовь и Магия» готовится сейчас к выпуску в музыкально-драматическом театре города Сургута. Тексты песен - мои. Премьера - 26 декабря 2001 года. Композитор, художник и режиссёр - москвичи. Художник Виктор Пушкин, режиссёр Елена Солейкова. В Кирове к лету тоже, возможно, кое-что будет поставлено, но это пока что большой секрет для маленькой компании. В Вологде будет в следующем сезоне «День Поросёнка». Еще несколько театров думают. Но что самое приятное, все мои пьесы ставят в Нижегородском театральном училище, а это будущие актеры и режиссёры, и это правильно, что растут они на хорошей драматургии. Хотя до таких вершин, как Шварц, Горин и Бартенев, мне, наверное, скромность возвыситься не позволит.

- Зачем переехал в Нижний? Чем отличается Нижний от Вятки в сфере культуры?

- В основном названием и размерами. Поэтому и переехал.

- Что за штука такая - твоя металлокерамика?

- Маленькие фигурки-символы. Приносят счастье и удачу. Купившие их люди мне потом много странных и загадочных историй рассказывали. Как-то не по себе становится. Мистика какая-то. Например, люди находят с ними спутников жизни, возвращают любимых, поправляют здоровье, выигрывают крупные суммы денег. Майор ФСБ благодаря такой штучке поймал преступника, за которым четыре года вся страна охотилась, а двадцатилетняя девчонка, это я точно знаю, чуть не наложившая на себя от отчаяния руки, в три недели стала служащей престижной фирмы и невестой весьма небедного человека, после чего ее изумленные подруги, выяснив у нее причину столь резкого поворота судьбы, обзавелись такими же, и там уже другие истории.

Команда по академической гребле из Воронежа выиграла золотую медаль на Нижегородской олимпиаде. Было ужасно трогательно, когда они заявились на следующий день всей командой с цветами и словами благодарности. А один случай - из разряда совсем курьёзных. Талисманчик помог школьнице избавиться от панического страха перед контрольными по химии. А еще с ними выживают в Чечне и сдают экзамены в вузы. Их носят известные в Нижнем экстрасенсы и шаманы, музыканты и бизнесмены. Школьницы используют их как знак определенной клановости. Их берёт с собой братва, отправляясь на разборки, это я тоже знаю наверняка. С ними вынашивают детей и путешествуют по миру.

И подобных историй, рассказанных мне же от лица счастливых обладателей этих простых, по сути, кусочков керамики, - сотни. Одним словом, это стало меня пугать. И три месяца назад я перестал их делать. Хотя, может, и зря, но уж очень всё это странно.

- В какой технологии сделаны твои цветные картинки? Каково их прикладное значение?

- Рисунки делаются от руки, затем сканируются и доводятся до завершения в цвете. Это просто упражнение или отдых от писанины. Их очень много уже накопилось. Может быть, к лету я их отпринтую и сделаю в Кирове выставку. Прикладного значения у них нет, разве что «Белый кролик», который не вошел в список иллюстраций к «Пособиям по геометрии. 1-4 классы». Эти «Пособия» с моими картинками должны выйти в следующем году в московском издательстве «Школьная Пресса».
В.Макин. Ангел
В.Макин. Ангел

- Практикуешь ли ты Сюморон, как Марина Зорина? Что это такое?

- Сюморон мы все подсознательно практикуем. Если читать Сюморон как «с юмором», то смысл этого учения вполне понятен. Это всего лишь конструктивные установки на положительную трактовку проблем. Например, вас ударили по лицу. Вы мысленно говорите ударившему: «Спасибо, что не убил, хотя мог бы и убить. И еще спасибо Тебе, что Ты научил меня не задавать глупых и провокационных вопросов. И я от всей души желаю Тебе то-то и то-то (тут надо представить, что твой обидчик хотел бы иметь больше всего, например, королеву Англии)». И вот, одна мысль о том, как глупо он будет выглядеть рядом с английской королевой, когда захочет ее поиметь, вызовет у вас улыбку, что и требовалось доказать.

- Твои глобальные мечты и проекты?

- Глобальная мечта одна - понять: «Что же за место такое, куда мы попали?» Существует множество мистических, наукообразных и просто литературных трактовок этой проблемы, от древнешумерских до голливудских, выбирай, казалось бы, на любой вкус, но элементарная логика предполагает наличие причинно-следственной связи, уводящей нас в Бесконечность. Так вот, со следствиями у нас хорошо, в том смысле, что они есть, а вот с причиной не очень, в том смысле, что ее нет.

Воистину, блажен, кто верует. Особенно в то, что Земля плоская, а детей аист приносит. Хотя в античной мифологии и не такие чудеса случались. Увы, с точки зрения материализма тут уж совсем полный дым-труба получается. Например, по самым последним данным, 95% от массы Вселенной составляет так называемая невидимая «тёмная материя». А энергия вакуума? А всеобщее обнищание трудящихся? А цена на продукты, которая растет с космической скоростью? Поневоле ударишься в мистику, с такой-то зарплатой.

Хотя, по сравнению с временами Бориса Годунова, определенный прогресс налицо, потому как ежедневно в этот мир приходят и уходят из него миллионы носителей разума. За свою коротенькую жизнь по крайней мере половина из нас так или иначе участвует в накоплении и сохранении информационной базы данных. Что-то вроде ноосферы Вернадского. Человечество, назовем его Матрицей, ежесекундно обновляясь, с каждым моментом времени всё более усложняет свою структуру и принципы энергетического обмена. С этим понятно. Со средой обитания тоже. Физика, химия и термодинамика, небо синее, трава зеленая, вода мокрая.

Остальное литература, плюс то, что Доктор прописал. Так сказать, проблемы личного характера. К чему, собственно, можно отнести и мою мечту докопаться до причин существования столь щедрого Мира. Козе понятно, что нереально, но уж очень хочется. Мечта! Что поделаешь? А в проекте - дожить богатой творческой жизнью до того времени, когда меня уже ничто не будет волновать, даже мнение близких мне людей по поводу этого интервью.

Михаил КОКО
Следующая статья:
Избранное Владислава Макина

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz