Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Мадонна с младенцем под Рождество (в масках).
Мадонна с младенцем под Рождество
(в масках).
Очковая философия.
Очковая философия.
Светлана Шабалина (Бызова):
Боюсь тишины, от которой мрут свирепые ежики
Интервью с художницей из поселка Лесной - столицы Вятлага
Алёнушка, или Павлин-мавлин. 1995. 
Б., гуашь, перо
Алёнушка, или Павлин-мавлин. 1995. Б., гуашь, перо
Кошка.
Кошка.
Он всё твердил,
Что больше пить не будет.
Но не смеши ее,
Она и так смешная. (Гуру)
Он всё твердил,
Что больше пить не будет.
Но не смеши ее,
Она и так смешная. (Гуру)
Смерть стоит за окном
И стучится в дом.
Откройте дверь, улыбнитесь
И пустите в дом,
Напоите чайком. (Зеленый)
Смерть стоит за окном
И стучится в дом.
Откройте дверь, улыбнитесь
И пустите в дом,
Напоите чайком. (Зеленый)

ШАБАЛИНА С. Владим. род. 9.02.1972 в п.Лесном Верхнекамского р-на в семье учительницы и прокурора. Закончила Котельничское мед. уч-ще. Служила фельдшером в армии, работала медсестрой среди заключенных на зоне в Лесном, фельдшером в поселковой школе. Сейчас - безработная. Участница выставок в М-Галерее и обл. молодежной выставки-2000 (под фамилией БЫЗОВА). Дочь Кристина - 4 года. Пристрастия: Ван Гог, рок-музыка, Бетховен, Моцарт, Вагнер, Гарднер, Стругацкие, Ницше, Юнг, Бердяев, Д.Андреев, Кортасар, Маркес.

- Давно ли Вы начали рисовать?

- Серьезно - с 94-го года. Тогда мне было двадцать один, я работала фельдшером в армии, в роте. Свободного времени было много. Всё время рисовала. Кому-то понравилось - стала дарить. Потом стали просить нарисовать что-нибудь ещё...

- Отчего Вы работали или среди солдат, или среди заключенных?

- Это специфика нашего поселения: или в армии, или на зоне, больше у нас работать негде. То, что я работала в школе, - чистая случайность.

- Севернее Лесного отбывал ссылку Феликс Дзержинский. Кто еще сидел в ваших краях?

- У нас сидел поэт Борис Чичибабин. Если судить по слухам, то у нас пересидела вся страна, начиная с Иосифа Кобзона и кончая Аллой Пугачевой. Шутка. Народа у нас нет: только военные и зэки.

- Продавали ли Вы Ваши работы?

- Как-то раз зарплату не давали полгода, и я пыталась продать свою работу в Лесном за 35 тысяч старыми деньгами. Но никто не купил, так и подарила друзьям. Наши военные - люди денежные, искусством интересуются, но в моих картинках у них потребности нет.

- Есть ли у Вас конкуренты в Лесном?

- Я не профессионал, но у нас там вообще профессиональных художников нет. Есть только в зоне. Но того, кто в зоне, я не считаю профессиональным художником. Любое искусство требует одиночества, а человек, который не находится в одиночестве, практически не может сделать что-нибудь стоящее. Зэки пишут пейзажи. Все картины у них - правильно нарисованные и вроде бы красивые, но какие-то бездушные, холодные...

- Ваши картинки словно нарисованы в психушке. Оттого-то и пошел слух, будто бы Вы работаете в психушке...

- Просто я интересуюсь психологией, психиатрией. В Лесном очень много интересных людей с «прибабахами». Меня интересует искусство как синтез медицины, психиатрии и искусства. По идее, любое искусство ненормально. Откуда что берется - это самое для меня интересное.

- Ну, и откуда в Ваших картинках кошмары?

- Где Вы увидели у меня кошмары? Кошмары - это по телевизору. Мне кошмары не снятся. В любом кошмаре можно найти красоту. Уродство должно быть красивым. Если вам снятся кошмары, это конфликт с вашим двойником - с бессознательным. Грань между реальным и духовным - это прослойка искусства, которая уравновешивает противоборство двух миров: реальности и бездны бессознательного.

- Как конфликт сознания и бессознательного отражается в паре «доктор Джекил и мистер Хайд»? То есть когда обычный человек превращается в каких-то обстоятельствах в злодея...

- Если налицо раздвоение, значит, бессознательное победило. В человеке спрятано множество личностей. Мы все играем какую-нибудь роль. В поезде из Кирова в Лесной играю немножко дебильную девочку, чтобы ко мне никто не приставал. Пусть раздвоение, расчетверение идет на поверхностном уровне, а в глубине нужно оставаться целостной личностью. Кстати, считается, что занятие искусством - это лишь этап в духовном развитии человека. Когда человек окончательно понял, что к чему, он перестаёт рисовать.

- Используете ли Вы в творчестве стимуляторы?

- Наркотики не употребляю. Глубоко убеждена, что в алкогольном опьянении человек не в состоянии сделать что-либо настоящее: идет деградация. Я не люблю алкоголь. Вот разве что никотин.

- Живописью занимаетесь?

- Мне нравится работать цветом, но денег и масла хватает только на маленькие пейзажики. Поэтому в основном рисую пером и карандашом. Мне нравится четкая линия.

- Мечтаете ли о карьере художника?

- А зачем? Никаких перспектив не наблюдается. Конечно, если в будущем это получится, то хорошо. Моя мечта - иметь мастерскую.

- Хотели бы войти в Союз художников?

- Не знаю. Я бы хотела с кем-нибудь из них познакомиться, подружиться. Люблю общаться с интересными людьми, пофилософствовать. Из вятских художников мне нравятся Пестов, Демышев, Подшивалов. Кстати, я очень благодарна Николаю Усову и Анатолию Пестову: они помогли мне выйти из подполья, а без них я до сих пор бы там сидела.

- Ваш образ жизни?

- Ем что попало. Не вегетарианка. Нравится йога, но не как система. Ни в какие трансы не вхожу - пишу в сознании. Правда, некоторые картины сначала вижу во сне. Бывают сны архетипические, которые не имеют отношения к подкорке. Тогда мы проваливаемся глубже, чем обычно, захватываем краешек бессознательного. Это такой же неконтролируемый процесс, как наша жизнь. Игра случая.

- Как в Лесном относятся к Вашим картинкам?

- Кому-то нравится, кому-то - нет. В основном говорят, что не понимают. Друзья придумали определение моему стилю - «русские народные галлюцинации».

- Отчего в Ваших картинках так много остроколючих вещей?

- Найдите там хоть один остроколючий, режущий предмет! Просто бывают депрессии, и выливаешь в картинки душевную грязь. Это как туалетная бумага: воспользовался и выбросил. Взять хотя бы мою Аленушку: она не устрашающая, а хитрая. Сидит и косится - с издевкой: а вот я сижу, всем на зло. Короче, стёб.

- Творчество - это отстойник?

- Да. Любое искусство балансирует на грани того, что невозможно сказать словами. Апельсин не опишешь, его нужно понюхать.

- Может быть, Ваши страшилки рождены ужасами дремучего края? Кто Ваши предки?

- Предки - из крестьян. Дедушка раскулачен: был крепкий середняк, батраков не нанимал. Нет, Лесной - не дремучий край. Всё у нас в порядке. Есть, правда, волки. Одна тётенька пошла в лес, и ее съели. Встречаются и рыси...

- Ваш главный интерес на рубеже тысячелетий?

- Кортасар («62. Модель для сборки»), НЛП (нейролингвистическое программирование), Т.Лири, Р.Уилсон («Психология эволюции», «Квантовая психология»), Судзуки («Дзэн»), Блайс («Золотой век дзэн»), Пелевин («Чапаев и Пустота» и др.), логика (учебник), Борхес. Короче, искусство абсурда или логика абсурда и вообще теория абсурда, несовпадение или совпадение семантических вывертов и их использование в искусстве, в частности, в рисунке.

Вот, например, мои рисунки к стихам (это как бы хокку, или хайку, а во множественном числе - «хайки», но я их называю «хуйки», так как они, естественно, не японские и вовсе зачастую не трехстишья). Правда, сами авторы стихов еще не видели моих интерпретаций, но, я думаю, они сильно возмущаться не будут. Хочу сделать из этих рисунков и стихов книжку, экземпляров десять.

- Почему Ваши рисунки подписаны значком Сёж?

- Сёж - это «Свирепый ёж». Не в том смысле, что я такая свирепая, а просто «боюсь тишины, от которой умирают свирепые ёжики». А вообще там очень длинная романтическая история...

Записал Михаил КОКОВИХИН

ПРИМЕЧАНИЕ. Все репродуцированные картинки (исключая «Алёнушку») сделаны в 2000 году на бумаге 14х20 см тушью и пером. В скобках указаны авторы стихов.
Следующая статья:
Сергей СКЛЯРОВ: Я бы мог безбедно жить в Италии, если б вятской не было земли
(интервью вятского члена Международной ассоциации фотохудожников)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz