Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Увяли розы, умчались грезы,
и мать-старушка слезы горькие льет

В.Ситников. «Бабье лето в декабре»
(Киров, «Триада-С», 2000, тираж 1500)

Ответсек Кировской писательской организации, засл. работник культуры В.Ситников в окружении заединщиков: С.Сырневой, В.Крупина и С.Куняева. 1997
Ответсек Кировской писательской организации, засл. работник культуры В.Ситников в окружении заединщиков: С.Сырневой, В.Крупина и С.Куняева. 1997

Новая книга В.Ситникова (две повести и серия рассказов) напоминает исторический очерк нравов Вятского края. Это одновременно и разговор с читателем о судьбе родной земли, и попытка осмыслить произошедшее со страной, и поиск самого себя в этом «новом мире».

«Бабье лето в декабре» - название весьма символичное. Под декабрем автор, скорее всего, подразумевает нынешнее время с его капиталистическим укладом жизни, а вот бабье лето - это и ностальгия по уходящему, и надежда на будущее.

В эпоху меркантильности, социального неравенства и массового озлобления автор обращается к спасительному прошлому, ибо отчасти в нем видит маяк для заблудших умов. Всё только в прошлом: народный оптимизм, всплеск самосознания, объединение вокруг одной идеи. Мол, объединенный советский народ ничто не сломило: ни военное лихолетье (рассказы «Женька Перетягин», «Скитания Лаперузы»), ни мирная передышка 70-80-х («Далекий северный край», «Вредная Нинка», «Сага о саге»).

Ну, и наконец, повести «Батрачка» и «Бабье лето в декабре», послужившее заглавием для всей книги, наряду с «Автодорожной трагикомедией», «Жужелицей» и особенно «Афончиком» живописуют все прелести современности: бездуховный мир деляг и прохиндеев, утрату нравственных ориентиров в погоне за золотым тельцом.

Афончик, будучи корреспондентом райгазеты, пытается стать писателем в 25 лет, затем уезжает в Воркуту на строительство газопровода, потом - армия, заочная учеба в МГУ, комсомольская работа, и вот в 35 он вдруг становится «челноком», солидным бизнесменом, начисто отвергает свое прошлое. К сожалению, психологизм метаморфозы до конца неясен, да и в реальность этого превращения верится с трудом.

Афончику противопоставлен Лаперуза - Юрка Мальцев, человек непростой судьбы, но целеустремленный и настойчивый. Рецидивист военных лет, он все-таки добился своей мечты стать моряком, а потом вышел в начальники речного порта (еще чуть-чуть - и будет мэром). Вообще книга строится на соцреалистическом - порой чисто фельетонном - противопоставлении: прошлого и настоящего, сильного и слабого, правды и лжи, добра и зла, белого и черного, позитива и негатива.

Особое место автор отводит женщине, спасительнице остатков разума на фоне оскотинившихся, павших духом мужиков. На бабах и держится этот, изъеденный молью жадности, зависти, слабости, лени и трусости мир. Яркий пример - батрачка Вера Бритвина, вынужденная зарабатывать гроши в теперь уже самостийной Украине. Подстать ей и «вредная Нинка». А вот Сима Банникова из «Бабьего лета» - пример безответственности, которая толкает героиню в объятия коммерции и разврата и, естественно, ведет к гибели в авиакатастрофе по пути на Канары.

По Ситникову, деревенская жизнь - тот мощный, незаслуженно забытый фундамент, на котором выросло не одно поколение России. За болью утраты фундамента чувствуется писательская надежда, что человеческая природа, основанная на прекрасных идеалах, несмотря ни на какие вражеские козни одержит верх.

Автор откровенно консервативен: акцент на прошлое, которое он отчасти идеализирует, четко просматривается из самого повествования. Новое видится как правило в свете разрушительном, негативном. Поэтому и герои несколько однотипны и однобоки. Не просматривается попытка взглянуть на ситуацию пошире и проанализировать ее поглубже. События следуют одно за другим, по принципу: раз, два, три, - смахивая на поверхностные заметки стороннего наблюдателя.

И тем не менее исповедальность, публицистичность, тонкая ирония, временами гротесковость, выпукло нарисованные характеры вятских жителей с их непревзойденным юмором, жизнелюбием и хваткой - всё это делает книгу притягательной для любителя традиционной деревенской прозы.

Дмитрий ЯМШИНИН,
студент-заочник 2-го курса Литературного института

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz