Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


«Единство» стало партией, а Сергей Шойгу - президентом Национальной федерации каратэ. Фото П.Смертина
«Единство» стало партией, а Сергей Шойгу - президентом Национальной федерации каратэ. Фото П.Смертина



Павел Смертин:
Услышать самый тихий на свете звук

Интервью с вятским фотографом, живущим в Москве

Портрет Маши Разнер. Фото П.Смертина
Портрет Маши Разнер. Фото П.Смертина
Художник Андрей Дроздов лепит Путина 
для программы НТВ «Куклы» (сент. 1999). Фото П.Смертина
Художник Андрей Дроздов лепит Путина для программы НТВ «Куклы» (сент. 1999). Фото П.Смертина
Александр Починок вжился в образ 
Фредди Крюгера. Фото П.Смертина
Александр Починок вжился в образ Фредди Крюгера. Фото П.Смертина

- Просвети, Паша, как ты обустроился в Москве?

- Два с небольшим года работаю в фотослужбе издательского дома «Коммерсантъ», фотокорреспондентом. Приходится снимать всё на свете: политические события - для «Коммерсантъ-daily», для журналов «Власть» и «Деньги», а для газетёнки «Клиент» - начиная от розеток и кончая дамским бельем. Где живу? Есть такой российский фотограф Володя Сёмин, уже год он живет в Нью-Йорке, сотрудничает с «Нью-Йорк Таймс». А я за первый год московских мытарств сменил восемь квартир, пережил дефолт, и тут Сёмин предложил мне пожить у него - в огромной трехкомнатной квартире в центре Москвы. Супер! И вот живу, чего-то плачу...

- Политиков приходится снимать от Жириновского до Путина?

- У нас они называются не «политик», а «ньюсмейкер» - человек, делающий новости. Новости может делать ненормальный художник, ненормальный политик или какая-то ситуация типа взрыва на Пушкинской площади. А в Москве недостатка в этом нет: постоянно взрывают, убивают, полно ненормальных. С новостями там проблем нет - проблема в другом: трудно найти обычного человека...

Тут много парадоксальных вещей: коммуняки, например, Зюганов, Анпилов, в общении приятнее, чем... Я снимал диалог Новодворской с Анпиловым на радио «Эхо Москвы». Новодворская, мне кажется, - еще более ненормальная, чем Анпилов. Ну, она - баба проницательная: накануне пришествия Путина многие ее высказывания про него казались мне экстремальными, чересчур радикальными, а сейчас я чувствую, что во многом она права. Действия Путина смешивают с позицией Солженицына, а у Солженицына, собственно, школа-то лагерная...

- Как ньюсмейкеры относятся к фотокорреспондентам?

- Как себя ведешь, так и получаешь. Я до сих пор не уверен, что я фотокорреспондент: у меня еще сохранилась иллюзия, что я только притворяюсь фотокорреспондентом и мне верят. Но иногда что-то начинает пролезать такое, чего я скрыть не могу, то есть участвую в каком-то разговоре и параллельно фотографирую. Недавно, за день до отъезда на 10-летие «Вятского края», я был на преставлении новой интернет-газеты СТРАНА.RU. Поснимал там Глеба Павловского (ныне модный такой мерзавец, профессия «политтехнолог»), Марину Литвинович (она главный редактор СТРАНЫ.RU, безумно красивая девушка), а потом, когда пресс-конференция плавно переместилась в пьянку, вдруг неожиданно, без шума появился Волошин.

И Жирик кругами ходит, чувствует, что он там далеко не главный, ему явно внимания не хватало, поэтому он сам стал искать контакты. Он сказал мне, что начал курить и писать детские сказки. Кстати, курит он плохие, какие-то голландские поддельные сигарки. А я ему и говорю: «Владимир Вольфыч, давайте, это самое, чё-нибудь организуем», - то есть подговаривал подойти к Волошину, на что Жирик сказал, что Волошин почувствует, что это специально организовано, и не соглашался.

А спустя некоторое время Жирик сам подошел ко мне и говорит: «Давайте, это самое, я готов, готов!» И он подошел к Волошину, завел светский разговор, разыграл сцену. Понятно, у сцены были автор, соавтор, режиссер и статисты. Статистом был Волошин: уйти он не мог. Мне было важно, чтобы лидер ЛДПР и главный «серый кардинал» страны были вдвоем в кадре. На самом деле это стоит недорого, это такие быстрые шахматы. Мы все в это играем. Жирик ловит свой кайф, я ловлю свой.

- Какова судьба этого снимка?

- Да нет никакого снимка, нет у него никакой судьбы. У нас там другая схема: я снимаю 15-20 пленок, и они идут в архив и потом как-нибудь при случае используются. Это уже собственность «Коммерсанта». «Коммерсантъ» - это профессиональная структура. В Вятке же профессиональных изданий нет. То, что мне удавалось делать в «Вятском крае», - это просто на уровне фантастики. Я мог прийти к ответственному секретарю и сказать: «Елена Овидиевна, давайте поставим вот эту фотографию на первую полосу». Она говорила: «Ой, какая хорошая фотография!» И мы ее ставили, и я был счастлив.

Но вообще в мире такого не бывает. Там, если это газета, она же преследует какую-то цель. В Вятке многое - на уровне хороших отношений, а допустим, в Москве такую роскошь никто себе не позволит. В Вятке, конечно, смешение жанров очень сильное, и поэтому тут каждый может найти себе нишу. А там человека сразу ломают через колено, и все его заморочки никому не нужны. Или ты принимаешь условия той игры и пытаешься создать себе иллюзию, что ньюсмейкеры, вся эта культура, некультура - всё это спектакль, и ты снимаешь этот бесконечный спектакль. Или выходишь из игры. А пытаться разобраться в их резонах, в их совести? Там такие интересы завязаны, что кто угодно ногу сломает.

- Каков основной мотив твоего отъезда из Вятки?

- Здесь мне больше нечего стало делать. С приходом Сергеенкова в губернаторы атмосфера в здешней прессе сложилась известно каким образом. До того в «Вятском крае» у меня были почти идеальные условия для реализации. А потом мне предложили другие условия в «Коммерсанте»... Говорят, театр живет 15 лет. Я думаю, что был очень хороший период и в жизни здешних газет, в частности, «Вятского края». Может быть, он еще вернется, если куда-нибудь уйдет Сергеенков. Почему-то я на нем замыкаюсь, наверное, потому, что для меня первичны какие-то эстетические вещи... Ну, вот не нравится мне, и что тут сделаешь... Давай спроси что-нибудь полегче.

- Вятские фотографы Алексей Мякишев и Сергей Михеев тоже работают в «Коммерсанте»?

- Да. Но я не хочу о них говорить.

- Правда ли, что в московской прессе фотографы - в основном из провинции?

- Нет, неправда. Есть замечательные московские фотографы. Не играет никакой роли, откуда человек приехал. География - это наука для извозчиков.

- В Вятке ты состоялся как фотохудожник. А в Москве, наряду с журнально-газетной обязаловкой, занимался авторским фотоискусством?

- Первый год в Москве я занимался выживанием на физиологическом уровне. У меня заболела нога, я ходил на прием к врачам, но они отказывались смотреть, потому что у меня не было регистрации, прописки. Потом, когда у меня появилась регистрация, оказалось, что страховой полис дают человеку, у которого регистрация на шесть месяцев, а у меня была только на три.

В итоге летом 99-го я уже просто не мог ходить и однажды в трамвае решил, что это конец. Стиснув зубы, еле поднялся на третий этаж к хирургу, а он отказывается меня смотреть и опять куда-то посылает. И тогда я ему сказал, что, наверно, ему надо сменить профессию... Потом я, смирившись с поражением, позвонил своему учителю Александру Иосифовичу Лапину*, который нашел мне хирурга, меня подбросили в больницу, и там мне один пустячок вырезали быстро и хорошо.

При этом я, сменив восемь квартир и перенеся операцию, умудрился в тот год сделать выставку в Вятке и работал практически без выходных. А после того, как Сёмин укатил в Нью-Йорк, я глубоко выдохнул, поселившись у него на Неглинной, и вроде бы что-то у меня зашевелилось, и я почувствовал, что какие-то вещи снова начинаю видеть и снимать.

- Что тебе сегодня кажется главным в фотографии?

- Я вам не скажу за всю фотографию: уж очень ее много, и, мне кажется, она переживает очень плохой период. Она неожиданно стала очень модным занятием, и очень много народу начинает ею заниматься, потому что это модно. Последние 10 лет в России появилось коммерческое использование фотографии, но я сильно себя не ассоциирую с этим: фотография и фотоаппарат - это всего-навсего инструмент, а главный исполнитель - душа, и поэтому, в какую розетку ни втыкай, всё равно, если главного настройщика нету, то ничего хорошего не сделаешь. Я теперь скромнее стал в желаньях: просто время от времени пытаюсь настроить себя на восприимчивость и фотографировать. То есть все усилия сводятся к тому, чтобы настроить себя смотреть, слышать, видеть...

- Как ты себя настраиваешь?

- Как обычно. Можно в храм сходить помолиться. Я не знаю, всё это слишком банально звучит. Ну, как себя настроить? Надо, наверное, очень хотеть. Надо улавливать тонкие энергии, то есть настоящая музыка может звучать очень тихо, и чтобы в том оглушающе-безобразном фоне, который сейчас превалирует, услышать настоящий, тонкий, высокий звук, надо быть внимательным, сосредоточенным...

- Как ощущается этот звук?

- Возникает ощущение, что ты попал именно в то место, и ты предугадываешь: здесь может произойти что-то настоящее, какое-то проявление божественной сущности - вот скажу что-то непостижимое, и оно явит себя сейчас. Причем бывают иногда очень банальные сюжеты. Мы вот тут сидели с Андреем Малиновским в его фотолаборатории, и пришла барышня из соседнего кабинета и сказала, что к ней в комнату залетела птичка. Мы пошли посмотреть: интересно же. Но птичка уже улетела... Последний раз, когда я приезжал в Вятку на крестный ход в июне 2000 года, там было несколько подобных невероятных подарков. Иногда кто-то, кого нет, берет за плечо и заставляет обойти этот дом с другой стороны, и видишь там такое...

- Каковы твои самые сильные эстетические впечатления в последнее время?

- Совершенно потрясающее впечатление на меня произвел Отар Иоселиани: я был на премьерном показе его фильма «Прощай, твердая земля!» (прокатное название - «In vino veritas», то есть «Истина в вине») и первую половину фильма глазам своим не верил, что вообще вижу всё это, а вторую половину фильма ко мне подбирался какой-то ужас от ощущения, что скоро это кончится, что от меня это отнимут. А затем была пресс-конференция, я фотографировал Иоселиани, мне очень хотелось сказать ему что-нибудь хорошее - странное желание, правда? Он ведь снимает непрофессиональных актеров, и страшнее всего то, что в мою восхищенную башку пришла мысль попроситься сняться у него в каком-нибудь эпизоде. Вообще я очень люблю Иоселиани, и этот фильм - мое самое сильное впечатление за последние несколько лет.

- А впечатления от фотоискусства?

- Ну, замечательная выставка Анри Картье-Брессона была в Манеже в рамках Фотобиеннале-2000: фотографии, которые он сделал будучи в России. В России он был, по-моему, три раза, причем всего по нескольку дней, и организаторы повесили рядом с Брессоном работы российских фотографов Бальтерманца и кого-то еще. Бальтерманц - настоящий фотограф, но рядом с Брессоном это всё выглядело как недоразумение, как детский фотокружок. Вообще я просто счастлив тем, что в нашей стране в те годы побывал этот человек, потому что благодаря его фотографиям существует такой его фантастический взгляд на Россию.

Было еще одно действо, но безобразное, просто омерзительное: один модный художник распял себя. Его приколотили настоящими гвоздями к кресту. Прибивал мальчик в белых перчатках, такой, что если его встретишь, захочется яблочко ему дать. Странная очень история, я снимал это дело для журнала «Власть». По гадости это можно сравнить с той «художественной акцией», где другой какой-то художник рубил иконы православные...

- Москва стимулирует художника к более активному творчеству?

- Это у кого как. Там слишком быстро получаются промежуточные результаты. Безусловно, среда воздействует. Я знаю замечательных фотографов: вот Гена Бодров, тоже, как я, ученик Александра Лапина, и он тоже работал в «Коммерсанте», но не смог там работать и уехал к себе в Курск, как оказалось, навсегда: его год назад задушили, аппаратуру украли. Я тоже рано или поздно уйду из «Коммерсанта», не знаю, куда, но чем быстрее мне удастся развязать эту позолоченную проволоку, тем лучше для меня. Я очень боюсь принятия решения...

- Художник вправе провоцировать жизнь, чтобы она стала картинкой, или он должен быть только созерцателем происходящего?

- К сожалению, мне приходится делать теперь и такие вещи, то есть провокации. Если нужна фотография к определенному часу, а митинг никак не начинается или у митингующих очень мало опыта митингов, конечно, кого-то провоцируешь, что-то подсказываешь, но это всё недостойно, это то, за что придется отвечать. Где? Всё там же.

- Перед Богом?

- Да. Ну, да. Ну, конечно.

- Тебе угрожали за что-нибудь?

- Слегка. Там такая форма угроз: подойдут, кулаком стукнут. И пленку засвечивали, и лужковский охранник однажды стукнул, и еще какой-то. Но это всё неинтересно. Я тоже в жизни бил...

- У тебя некоторое разочарование в столичной работе?

- Я ведь ничего и не хотел, собственно, просто здесь уже не мог. И здесь хорошо, и там замечательно, просто вот не может человек больше, и всё. Вот не хочу больше. За границей, я думаю, то же самое. У меня тоже было желание уехать, я пытался в Париж ездить, вся эта ерунда была. Нет, понятно, что ездить никуда не надо. То есть надо ездить, но по другим поводам и в другом состоянии, а не в поисках лучшего места. Уж за этим-то точно никуда ездить не нужно.

- Ты сможешь достичь уровня Брессона?
СМЕРТИН П. Александрович род. 28.04.1969 в Кирове. Закончил кир. школу N 14 (1986). Работал на РТСБ (1991) и фотокором «Вятского края» (1993-98). Три персональные выставки в Кир. худ. музее (1997, 1998, 1999). С 1998 живет в Москве, работает в издательском доме «Коммерсантъ».
Павел с «лейкой», без блокнота и без пулемёта. Фото А.Малиновского
Павел с «лейкой», без блокнота и без пулемёта. Фото А.Малиновского

- Я думаю, что я достиг. У меня был такой случай: когда я сделал портрет мэра Анжелия Михеева, закуривающего сигарету, мне один человек, которого я считаю одним из самых больших экспертов в мире в области фотографии, сказал, что Брессон бы от этой фотографии не отказался. Тогда я понял, что достиг уровня Картье-Брессона. Это было в 94-м году. Но уровень Картье-Брессона - это же не одна фотография, это уникальный человек, у которого определенным образом устроена нервная система. Невозможно представить себе двух одинаковых Брессонов. Понимать Брессона и любить его - это уже значит достичь его уровня, а смочь так сделать - не получится, потому что двух одинаковых вещей не бывает.

- Твое высшее устремление лежит в сфере фотографии или в чем-то другом?

- Высшее устремление - это услышать самый тихий, самый чистый на белом свете звук. Когда я его услышу, я, наверное, очень обрадуюсь.

- Самый тихий на свете звук - это аплодисменты одной ладонью. Значит, ты - или буддист, или поэт? Или и то, и другое вместе?

- Ну, не знаю...

Спрашивали Елена БЕЛЯЕВА и Михаил КОКО

* А.Лапин преподает фотокомпозицию в Американо-Российском университете Натальи Нестеровой и журфаке МГУ, читает лекции в Нью-Йорке, куратор международного фестиваля «Интерфото» (Москва).

Следующая статья:
Александра ВАСИЛЬКОВА, Александр СОКОЛЯНСКИЙ, Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА. Александр Клоков оценён по московскому счёту
(о столичных гастролях Театра на Спасской)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz