Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Александр Рашковский:
Что нам стоит дом издательский построить?

Интервью с книгоиздателем, председателем клуба «Вятские книголюбы»

- Как Вы стали издателем?

- Очень просто: начал издавать. Это случилось в 1990 году, когда разрешили издательскую деятельность. Издатели в то время были ориентированы на детективы и, естественно, краеведческую литературу издавать не хотели. Поэтому пришлось самому браться за это дело. Начали мы с библиографии по Салтыкову-Щедрину, сделали ее с Наташей Черных. И так дальше пошло. Но активно мы начали заниматься этим последние два года.

- Какие книжки издали с 90-го?

- Много всяких брошюр. Мы издали все выпуски тезисов докладов к пяти Петряевским чтениям, разные сопутствующие материалы, указатель Натана Эйдельмана, который был составлен рано ушедшим из жизни Александром Ратнером, известным московским библиографом, потом издали труды самого Ратнера. И вот так понемногу издавали до 98-го года, когда в Вятке появилось достаточно хорошее оборудование, которое позволяет нам сейчас выпускать книжки мелкими тиражами до 500-1000 экземпляров.

Самое интересное, изданное нами в последнее время, - это три брошюры историка Валентина Сергеева и сборник стихов Александра Грина. Кстати, отдельным изданием стихи Грина никогда не выходили - это сделано впервые.

- По какому принципу отбираете рукописи?

- Отбираем рукописи, интересные для краеведения. Готовы издавать разного рода письма, исследования историков, которые действительно представляют интерес для того, чтобы их пустить в научный оборот.

- Вы издаете материалы, которые проходят через клуб «Вятские книголюбы»?

- Естественно. Те, которые соответствуют тематике нашего клуба. Я обеспечиваю издание этих книг. Авторы не платят, но и гонорара не получают тоже.

- Какова технология издания и распространения?

- Компьютерный набор, верстка - всё это делают сами авторы. Я получаю готовые макеты в виде дискеты. Приходится иногда делать самому чисто оформительскую работу, например, обложку - с помощью компьютерщиков. Тиражируем в копировальном салоне. Все тиражи отдаем в краеведческий отдел библиотеки имени Герцена. Герценка сама распространяет наши книжки, в том числе по районным библиотекам.

- Оплачивают ли департаменты культуры или образования Ваши издания?

- Нет. Я никогда и не обращался туда.

- А Герценка не платит?

- Это и не ставится нашей целью. Мы ставим цель выйти на достаточно высокий уровень, чтобы выпускать платные издания. В Москве, Екатеринбурге есть масса издательств, которые готовы издавать книги, но по уже подготовленному макету. Сейчас мы поставили задачу создать мемуарный цикл книг о жизни провинциального интеллигента на рубеже XIX-XX веков. И в общем-то центральные издательства заинтересовались такой тематикой, потому что обычно у нас пишут про достаточно известных людей, а жизнь обычного интеллигента осталась в стороне.

- Читателей это не очень заинтересует...

- Почему же? Я бы не сказал, что посетителей, например, вятского книжного магазина «Золотой век» не заинтересует наш мемуарный цикл. Мемуарная литература о XIX и ХХ веках расходится достаточно быстро, особенно в Москве, Питере... Это, может быть, у нас в Вятке не так много любителей подобных книг, а в столицах - наоборот. В Вятке, например, жило много ссыльных поляков, и, естественно, что их потомков, разбросанных по разным городам, интересуют такие вопросы. Если в рекламе книг упоминается про польские связи, то поляки по всей России заказывают и покупают эту литературу.

Недавно мне попалась книжка Виктора Мануйлова - это очень известный человек, он составил «Лермонтовскую энциклопедию». Его мать и отец познакомились в Вятке: отца прислали сюда из Санкт-Петербурга врачом, а мать приехала медсестрой по линии Красного Креста. Дневник матери лежит в архиве Пушкинского дома, а часть дневника опубликована в этой книжке Мануйлова. Вот такие материалы, связанные с жизнью в Вятке в XIX веке, в ХХ веке, очень интересны и для меня, и для многих других людей. Интересны взаимосвязь, взаимопроникновение - например, вятские люди в Сибири, на Камчатке...

Кстати, один из пробелов в литературе - это воспоминания инженерно-технических работников. Их практически нет, особенно периода войны, нет воспоминаний людей, которые восстанавливали ГЭС, дороги, водопровод и прочие системы коммуникаций. А там было много полезных вещей, которые и сейчас представляли бы интерес для технарей: каким образом быстро ликвидировать аварии, строить мосты и пр. Такие мемуары практически никто не собирал. Их можно было бы собрать и наиболее увлекательные и живым языком написанные - издать. Например, Непорожний, бывший 30 лет министром электрификации, недавно издал свои мемуары - там немало занимательного.

- Планируете ли Вы издавать какие-то новые воспоминания о вятских маршалах Коневе, Говорове?

- Нет, такая тематика нас абсолютно не интересует. Где речь идет о военных и политиках, там до сих пор никто не может разобраться, что было на самом деле. Если бы, например, воспоминания какого-либо командира разведывательной роты, вот это еще можно было бы посмотреть.

- Очертите границы Ваших издательских интересов...

- Нас больше всего увлекает жизнь нашего края. Очень интересны были бы реальные воспоминания о 20-х, 30-х, 40-х годах Вятки, но только с анализом, написанные человеком аналитичного склада. Особый интерес - к дневникам: они наиболее достоверны.

- Дневник как пласт культуры сегодня уничтожается и уходит из жизни...

- Да. Сейчас очень редко можно встретить человека, который ведет дневник или хранит старые письма. Почему-то многие не придают им значения, хотя, если у кого-то есть интересные дневники и письма, мы были бы готовы рассмотреть возможность их издания. Недавно мы издали письма Авксентия Батуева, председателя Вятской земской управы в 90-х годах прошлого века.

- Какой Вам видится в целом картина книгоиздательского дела в Кировской области?

- Я вижу, что здесь никакой системы нет. Кое-какая системность издания краеведческих книг есть у библиотеки Герцена, а всё прочее краеведение строится так: кто где сможет вырвать денег для себя, тот и издает, что хочет. Планомерности и скоординированности нет, потому что у нас все научные работники считают, что они самые умные и уже знают всё, а кроме этого ничего и не надо. В идеале хорошо бы все издания рецензировать (особенно - до издания), чтобы потом не выдавать ляпов.

- Продолжаются ли сегодня традиции издателя Павленкова, сосланного в Вятку?

- Павленков жил в то еще время. А сейчас время - другое: что касается учебной литературы и классики, адаптированной для школьного чтения, этого издается полно. Поэтому я не думаю, что сейчас есть смысл повторять то, что делал Павленков.

- Павленков, кроме всего прочего, выпустил пару-тройку сатирических сборников «Вятская незабудка». Как Вы находите журнальную жизнь сегодняшней Вятки?

- Мне кажется, ее просто нет. Мне совершенно непонятна программа журнала «Вятка»: если там православная направленность, то можно ведь печатать воспоминания священников, но, к сожалению, журнал их не печатает. Журнал «Бинокль» - ну, это понятно: ребята стараются постмодернизм свой толкать. «Апельсин» - чисто развлекательный журнал. Мне понравилась газета «Телесемь» - я даже удивился, что в Вятке появилось такое хорошее издание. Если бы они еще давали вкрапления по культурной жизни Вятки, а не только информацию о Голливуде, это было бы еще интереснее.

- Как столичные издательства теснят вятских книгоиздателей?

- Я не чувствую, что они теснят. А как они должны теснить?

- Ну, деньги потребителей уходят на столичные книжки: детективы, сентиментальные романы, детскую литературу...

- Я всегда говорил: пишите интересно, тогда вас будут читать. Насчет детективов я бы мог поспорить: они уже не представляют большого интереса для читателей. Те, с кем я сталкиваюсь в магазине «Золотой век», ищут, например, более серьезную литературу. В магазине «Улисс» - крен на романы культовых авторов: Пелевин, Соколов, Сорокин, но ведь это тоже рассчитано на узкий круг, это покупают не все.

- Можно ли сегодня зарабатывать на книгоиздании?

- Можно, и даже очень неплохо. Есть у нас задумки, которых я не хотел бы говорить. Вот, например, живет в Таллинне такой автор - Михаил Веллер: он пишет совершенно разные книги, в том числе мемуарные. Интересно пишет, живым языком.

- Как официальные структуры влияют на издательское дело?

- Я не знаю. Я не сталкиваюсь с их влиянием. Думаю, что больше все-таки нужно издавать на конкурсной основе. Должны быть совершенно открытые конкурсы. Если решено издать, допустим, какую-то энциклопедию, должна быть конкурсная основа для выпуска. А судьи кто? Грамотные люди найдутся - и не только у нас, но и в Москве...

- Это дело поручат Союзу писателей, а они объявят победителями конкурса известно кого...

- Это действительно так. Но я думаю, что сейчас все-таки появляется много издательских возможностей, связанных с новыми технологиями. Не обязательно же использовать бумажные носители информации. Если тиражи не очень большие, в пределах трехсот экземпляров, то иногда бывает выгоднее выпустить их на лазерном диске. Есть мысль выставить наши издания в интернете, - скорее всего, на сайте библиотеки имени Герцена. Сейчас открылось немало гуманитарных вузов, и многие из них через интернет интересуются краеведческой литературой. Пройдет два-три года, и компьютеры появятся у людей дома повсеместно.

- Какие издания в Вятке были наиболее удачными за последнее время?

- Я думаю, это «Вятская Пушкиниана», составленная Тамарой Николаевой: в Питере и Москве восторгались этой книгой - читается великолепно. Это и несколько томов из «Энциклопедии земли Вятской», в частности, том по архитектуре, потому что его готовил специалист - Анатолий Тинский. Неплохой был том, посвященный фольклору, его подготовил Вячеслав Поздеев. А больше я за последнее время интересных местных изданий не встречал.

К сожалению, тома «Энциклопедии земли Вятской» не все удачны. Энциклопедия должна строиться по определенным канонам: по алфавиту, с мощным справочно-поисковым аппаратом. А при отсутствии этого «Энциклопедия земли...» не дотягивает до энциклопедичности. Ее можно было бы назвать «Очерки земли Вятской»: очерки об архитектуре и пр.

Очень много зависело от того, насколько квалифицирован ответственный редактор. В принципе все тома должны быть равноценными, а тут деятели Союза писателей очень уж блюли келейность своего редактирования и упрямо проталкивали раскритикованную специалистами концепцию издания. Поэтому у тех, кто действительно могли бы подсказать и помочь, всякий интерес пропал. Особенно неудачным я считаю том «Знатные люди»: спорный подбор персоналий, неполнота охвата, да и название - бредовое: знатные - это кто? Бароны, графы? Передовики? Мне кажется, долго эта «энциклопедия» не просуществует, многие ее тома устарели еще до выхода в свет.

- Зачем Вы посылаете каждое свое издание в библиотеку Конгресса США?

- Библиотека Конгресса США - одна из крупнейших библиотек мира, поэтому нам интересна их реакция на наши издания. Там очень серьезно интересуются нашей культурой, особенно провинциальной.

Был такой случай. К каждому заседанию клуба «Вятские книголюбы» мы выпускаем памятку на мелованной бумаге. Одно из заседаний было посвящено литературе, которую передала в Россию королева Великобритании (большое число этих книг попало в Герценку). Мы выпустили памятку, где был фотопортрет королевы Елизаветы и перечень основных изданий, и заведующая иностранным отделом Герценки Елизавета Малышева отправила эту памятку в Великобританию. От королевы нам пришло благодарственное письмо. И от московского бюро Библиотеки Конгресса США мы тоже получали благодарности за наши книжки. Я считаю, что взаимопроникновение культур должно все-таки быть. Когда-нибудь это принесет свои плоды.

Записал Михаил КОКО

РАШКОВСКИЙ А. Львович род. 19.09.1946 в Кирове в семье ИТР. Закончил факультет автоматики Кировского политехнич. ин-та (1969). Работал инженером. С 1987 - директор Кировского городского центра научно-технич. творчества молодежи (НТТМ). С 1973 - член клуба «Вятские книголюбы», с 1988 - председатель клуба «Вятские книголюбы» им. Е.Петряева. С 1990 - занимается издательской деятельностью. Публиковался в вятской периодике. Жена - научный работник.

Следующая статья:
Галина АБАТУРОВА: В наше время Наташа Ростова танцевала бы в ночном клубе
(интервью вятчанки, танцующей в найт-клубах Италии)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz