Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Вилен Агаев: Вятка - затерянный мир, в котором остановилось время

Интервью с вятским художником
В.Агаев. Разбитое окно. Резцовая гравюра. 1988
В.Агаев. Разбитое окно. Резцовая гравюра. 1988
В.Агаев. Собиратель камней. 2001. Х., м
В.Агаев. Собиратель камней. 2001. Х., м
В.Агаев. Источник. 2001. Орг., м.
В.Агаев. Источник. 2001. Орг., м.
В.Агаев. Квадрат. 2001. Х., м.
В.Агаев. Квадрат. 2001. Х., м.
В.Агаев. Формы. 2001. Х., м.
В.Агаев. Формы. 2001. Х., м.

- Как ты попал в Союз художников?

- Поскольку на зональной выставке «Российский Север-98" в Кирове присутствовали все мэтры Союза художников, то было решено рекомендовать для вступления в Союз несколько человек, наиболее заметных на этой выставке. У нас есть, конечно, ещё художники - нечлены Союза - достаточно заметные, например, Саша Подшивалов, Саша Дёмышев и другие, но они несколько холодно отнеслись к «зоне», то есть, может быть, сами проигнорировали. А я представил на выставком аж 17 работ, то есть как-то «показался»...

- Ты стремился вступить в Союз?

- Да. Во-первых, чтобы поставить некую жизненную веху: художник - это уже приговор по жизни, ничем другим я уже не займусь. Во-вторых, я лет девять не общался ни с кем в Кирове, варился в собственном соку, это достаточно тяжело, а теперь вот созрел для общения. А в-третьих, чисто практически: устал доказывать людям, что я не верблюд. В нашей государственной системе это доходит до курьёза: если говоришь, что ты художник, тебе говорят: ты принеси справку, что ты художник, покажи диплом, где написано, что ты художник. А поскольку у меня этого нет, пришлось вступить. Даже загранпаспорт очень долго не мог получить, потому что есть там такая графа - «последнее место работы» с выпиской из трудовой книжки, а поскольку я всю жизнь после армии занимаюсь тем, что рисую картинки, у меня нету трудовой книжки. За тунеядство сейчас не сажают, но вопросов у милиции возникает очень много: на что живёшь, наверное, нетрудовые доходы имеешь?

- Ты получишь от Союза мастерскую?

- Думаю, что нет. Да я и не надеюсь особо. Хочется, конечно, но сейчас в Союзе вятских художников около 90 человек, и на всех, как всегда, не хватит. В советское время были жёстче критерии отбора в Союз, членов было меньше и вопрос с мастерскими решался проще.

- Стремление художников собраться в официальный профсоюз - это поражение андеграунда?

- Я считаю, что андеграунд придумали советские коммунисты. Андеграунда в чистом виде, наверное, не было. А было новое поколение, более молодое, с другими несколько взглядами. Противоречия-то были очень незначительные между теми, кто правил бал, и теми, кто выступал против. Просто не хватало сложившихся рамок соцреалистической культуры для выплеска энергии и эмоций молодёжи. В то время, пока наша страна варилась в собственном соку, совершенно зря охаивая современную мировую культуру, существовал некий информационный голод. И на этом фоне плоды современной культуры поступали к нам в уродливой форме, на уровне слухов, самописных текстов, но запретный плод - для молодёжи в особенности - всегда сладок. Я считаю, что само движение андеграунда было искусственно взрощено контролирующими органами. Но они немножко просчитались: если бы информацию не ограничивали, то не думаю, что тогда был бы такой разбег андеграунда. Почему сейчас мы считаем, что андеграунд умер? Потому что информация легализована и уже перестала быть формой протеста. Андеграунд канонизирован и влился в официальные рамки.

- Как повлиял на вятских художников рынок?

- Если раньше я на студенческую стипендию или заработок художника-оформителя мог спокойно кормить семью, не думая о завтрашнем дне, то сейчас всё сильно изменилось в плане конъюнктуры. Это началось ещё в те перестроечные времена, когда пошла мода на соц-арт и у многих художников посъезжала крыша: к примеру, девочка рисовала рабочего и колхозницу с серпом и молотом в фуфайке - иностранцы ахали, охали, хватали это за бешеные бабки, за валюту. А она так и рисовала, потому что больше-то ничего не умеет, и тут бац, вся эта халява кончилась, на спад пошла с 90-го года. Тогда у очень многих крыша опять съехала: как же так, я гений, почему брать перестали? Перестроиться смог тот, кто искренне это делал, кто имел школу, мастерство, вечные темы. А неперестроившиеся в лучшем случае успели свалить за бугор и нормально там устроились. Например, наш Костя Крысов - он уже там перестроился, у него всё-таки была хорошая школа, нашёл там свою нишу.

- А рудименты соцреализма в Вятке остались?

- Самое печальное, что нет. Потому что со всей этой катавасией-перестройкой художники перестали замечать ту среду, в которой они живут. Это чисто защитная реакция организма на происходящее в стране. Если раньше явления нашей жизни хоть как-то отражались художниками, то сейчас все ищут, как бы уйти от действительности. Натюрмортики, портретики, пейзажики - красивенькие, светленькие, открыточные - вот это покупается, а значит, и пишется. Вкусы, насаждаемые рынком, - это далеко не лучшие, не те, которые разделяют многие художники...

- Почему в Вятке маловато художественных акций?

- У художника нет к этому интереса. Если раньше я мог себе позволить какую-то акцию, то сейчас не могу: мы же были на дотации государства, оно оплачивало соцзаказ, а сейчас не осталось никакой кормушки. К тому же публика наша настолько ограничена в понимании эстетических вещей, так всё перемешалось, порушены все критерии - что хорошо и что плохо... Сейчас такое время - время стебков, для которых нет ничего святого - ни Бога, ни чёрта, ни искусства. Какую бы акцию ты ни провёл, пусть даже самую крутейшую, к тебе подойдёт человек и скажет: «Если ты такой умный, где твои бабки? Раз бабок нет, раз ты нищий, значит, ты шут гороховый, значит, будешь на меня работать, а то в рожу получишь!» Если при тех же коммунистах искусство было чем-то возвышенным, святым, то сейчас оно переведено в ранг шутовства, на усладу отдыхающей публике, то есть нечто, над чем не надо думать, а чем надо «наслаждаться».

- Каково сегодня направление твоих поисков?

- Стараюсь делать такие картинки, над которыми можно ещё и подумать, а не только любоваться. Когда сажусь за какую-то картинку, я уже знаю точно, что вот эту картинку не продам. Непродажная вещь отличается от продажной не то что протестом, а, скорее, отсутствием общепринятых критериев положительной оценки. Например, в пейзаж не принято у нас трубу железную впустить, кусок рельсов, колодец канализационный, а мне это нравится. Мне нравится среда, в которой я вырос и живу, я стараюсь её поэтизировать. Можно, конечно, рисовать домики захолустные, но не думаю, что городской человек прочувствует деревенскую среду, а я всё же городской.

- Как ты оцениваешь зональную выставку?

- Очень мощное событие. Но поразило, что мало так называемых авангардных работ и много традиционных. Некоторые из тех, кто пишут в нетрадиционной манере, почему-то выставку проигнорировали. А ведь в Москве и Питере то, что мы называем авангардом, уже давно в ранге традиционности. Там даже идёт некое засилье формализма. Но это не ново, даже те же митьки. Плохо, что нового ничего не появляется. Чем были хороши годы перестройки? Тем, что всё время появлялось что-то новое, варилась какая-то каша. А сейчас застой, и общий уровень художников достаточно средний в плане поисков духовных. Как ни странно, я связываю это с подменой идеологии компартии идеологией православия. Если раньше каждый мог определяться в своих религиозных убеждениях самостоятельно, то сейчас - только так и не иначе, православие насаждается догматически, как аксиома. А каноны православия тоже достаточно жёсткие: это прокрустово ложе для искусства. Вряд ли кто-то из православных людей мои работы повесит у себя дома. Мне не нравится политика нашей православной церкви. Хоть я и крещёный, но в церковь не хожу. Мне не нравится, что церковники пытаются занять нишу в идеологическом воспитании, которую занимали в своё время коммунисты.

- Перейдём к выставочной политике вятских галерей. Начнём с галереи М.

- Я считаю, что этим ребятам нужен искусствовед, профессионал, а иначе плохо ещё они могут отличить хорошее от плохого. Наряду с хорошими работами в галерее попадается очень много плохих. А как известно, бочку мёда легко испортить ложкой дёгтя. И ещё. Нет у них концепции. Бывают галереи современного искусства, традиционного искусства, галереи-салоны по продаже живописи. То есть им надо как-то определиться. Они вроде как хотят заниматься современным искусством, но тогда надо выбрать определённые направления, определённых художников. Нельзя делать выставку, где в одном углу висит абстракция, в другом - пейзаж с коровами. Каким бы названием это ни обзывай - «Отчётная выставка», «Осенняя выставка» - это мало чем отличается от обычного коммерческого салона.

- А как насчёт выставочного зала художественного музея?

- Это вообще прискорбное зрелище. Был прекрасный выставочный зал, лучший в городе. Раньше там был магазин «Подарки». И теперь там типа «Подарки» - видимо, аура этого магазина осталась в зале. Пришёл я как-то на выставку в обычный день, на весь зал горит один светильник, смотрительницы спят, и только в салоне сувениров свет и суета. А в солидных галереях не бывает суеты. И опять же здесь полное отсутствие концепции. Да, были выставки на тему цветов, котов, художника и модели, но под эту кухню можно бесконечно развернуть деятельность, расписать на века вперёд. Стилистика работ настолько разнится, не систематизируется, настолько вразнобой, что нет общего впечатления от выставки, экспозиция как что-то цельное не существует. Можно же, допустим, сюрреализм, гиперреализм, соцреализм, примитивизм как-то закомпоновать по отдельности. В музеях экспозицию хотя бы разбивают по залам: не будут же шапку Будённого вешать рядом с костями динозавра. То ли в 87-м, то ли в 88-м году, когда мы делали здесь знаменитую молодёжную выставку, наши работы не вписывались в общую массу реалистичных работ, и нам спокойно отдали последний зал, и он прекрасно смотрелся...

- Как ты считаешь, на какой сегодня высоте очутилась вятская культура?

- Звериное лицо капитализма себя показало. Очень многие суперталантливые люди ничего не делают сейчас - по чисто материальным причинам. Чтобы начать серьёзную работу, нужны деньги на холст, подрамник, краски и прочее, а где брать? У многих нет условий реализоваться. Нам последним, может быть, повезло, что всё было ещё дёшево. Да молодые ребята и не стремятся сейчас заниматься культурой, потому что знают, что это благ не приносит. А при отсутствии конкуренции некоторые бывшие светила вятского андеграунда живут только вчерашним днём, воспоминаниями. Вятка осталась в законсервированном состоянии с перестроечных времён. Что-то вроде заповедника, затерянного мира, в котором остановилось время, ничего нового не происходит и нет движения назад...

- А перспективы есть?

- Есть. Чего не хватало в России при коммунистах? Свободы слова и свободы перемещения за бугор, а остальное было. Государство очень сильно ошиблось, когда бросило культуру. Если плевать на культуру и плодить голодных художников и поэтов, то рано или поздно они свалят любой существующий строй. Ведь коммунистический строй свалили диссиденты. Если государство всерьёз не задумается над этой проблемой, то свалят и этот режим, что сейчас уже и делается. К сожалению, у государства нет идеологов - это очень большая ошибка. Раньше-то они были у тех же коммунистов. Без идеологии человек не может жить. Но идеологию нельзя отдавать на откуп обществу. Одно дело когда на государственном посту кандидат философских наук, имеющий все блага, думает о развитии общества, и совсем другое, когда начнём думать мы, униженные и оскорблённые государством. Изначально ясно, что хвалить-то мы наше государство не будем, а будем ругать и ломать. Ну, а что потом? Один раз в эту какашку мы уже вступили.

- Ты стал консерватором? Тоскуешь о секретарях по идеологии? Говорят, ты закодировался?

- Я стал конструктивистом. Да, в январе я закодировался от пьянства. Четвёртый раз кодируюсь. Укол в вену спасает на год. Выпьешь - помрёшь. Я экспериментировал: пивко пробовал пить - дыхание замедляется, рожа красная, сердце стучит. Раньше я пил от четырех бутылок водки в день. Запои по три-четыре дня. Отдаю себе отчёт в том, что я, как и многие, генетический алкоголик. У нас каждый второй - потенциальный алкаш. Если не стал алкашом к 30 годам, станешь к сорока или пятидесяти. В России одна проблема - пьянство как уход от действительности. Но как говаривал Гамлет: есть много средств на свете, друг Горацио, чтоб исключить проблему пьянства...

Записал Михаил КОКО

АГАЕВ Вилен Валент. род. 26.06.1966 в Кирове в семье инженеров. Кир. худ. уч-ще (1990). Участник выставок на Малой Грузинке конца 80-х - начала 90-х. Член Союза художников России с ноября 1998.

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz